Всем привет! С вами я, Лена Логопед. И сегодня расскажу о группах, формах, видах и уровнях нарушения звукопроизношения. А главное - зачем все это нужно знать не только логопедам, но и родителям.
Для начала хочу познакомить вас с таким термином, как «Дислалия». Звучит, возможно, странно и непонятно, но означает лишь то, что у ребенка нарушено звукопроизношение, при этом все остальные компоненты речи - в норме.
Принято выделять 2 группы нарушений звукопроизношения: мономорфные и полиморфные. Звучит, возможно, как-то угрожающе... Но не пугайтесь.
Если у ребенка нарушена 1 группа звуков, то такое нарушение называется мономорфным. От слова моно- (один). Иначе еще такое нарушение называют частичным или простым.
Если же у ребенка нарушено 2 и более группы звуков, то такие нарушения уже называются полиморфными. Или диффузными, сложными нарушениями звукопроизношения.
Кроме этого, выделяют 3 формы нарушения звукопроизношения:
- отсутствие звука,
- искажение звука,
- замена одного звука на другой.
Искажение звука, чаще всего, происходит из-за недостаточной сформированности артикуляционной моторики. При таком нарушении ребенок не может точно и правильно выполнять движения органами артикуляции (особенно языком). В результате, звук искажается и произносится неточно. Такое нарушение еще называют фонетическим нарушением звукопроизношения.
Замена одного звука на другой чаще всего происходит из-за недостаточной сформированности фонематического слуха. Поэтому такие нарушения называют фонематическими.
Но бывает так, что у ребенка одна группа звуков искажается, а другая группа - заменяется. В таком случае, мы будем говорить о фонетико-фонематическом нарушении звукопроизношения.
В каждой из групп выделяются виды. Их называют греческой буквой, которая обозначает нарушенный звук, и добавляют окончание -цизм (ламбдацизм, каппацизм).
Если у ребенка звук не искажается, а заменяется на какой-либо другой звук, то в этом случае добавляется еще приставка пара- (парасигматизм, параротацизм).
Уровни нарушения звукопроизношения. Их три.
1-й уровень - это когда ребенок вообще не может воспроизвести правильный звук.
2-й - когда ребенок может воспроизвести звук изолированно и в некоторых слогах.
3-й - когда ребенок может воспроизвести нормативный звук в словах и даже в некоторых фразах. Но в потоке фразовой речи звук искажается.
Ну, и теперь поговорим о том, зачем все это нужно знать логопеду, педагогам и родителям.
Логопед, после проведения диагностики, пишет логопедическое заключение (не диагноз! а заключение!). И все эти формы, виды и уровни будут в нем прописаны.
На базе логопедического заключения, на его основе логопед простраивает индивидуальную работу с ребенком по коррекции звукопроизношения. Как раз учитывая все эти формы, виды, группы и уровни нарушения звукопроизношения.
Итак, логопеду все это нужно знать для того, чтобы правильно сформулировать заключение и на его основе простроить Программу работы с конкретным ребенком. А для родителя это важно знать, чтобы это логопедическое заключение суметь прочитать. И понимать, что именно нарушено у ребенка, над чем конкретно будет работать логопед и в какие сроки выльется вся эта работа.
При фонетическом нарушении (искажении звука) логопед в своей работе будет делает акцент на развитии артикуляционной моторики.
При фонематических нарушениях (заменах) больше внимания будет уделяться развитию фонематического слуха и речевого внимания.
Обязательно нужно знать уровень нарушения звукопроизношения, чтобы понимать, с какого этапа начинать работу с конкретным звуком. Будет ли это самый 1-й (подготовительный) этап. Либо можно сразу начинать с этапа автоматизации или даже с этапа дифференциации.
Ну, что ж. Надеюсь, теперь вам стало немного понятнее, как именно может нарушаться звукопроизношение. Если статья была для вас полезна ставьте like и подписывайтесь. Увидимся.