Все знают Большой Театр. Многие мечтают туда попасть. Конечно, и я там бывала с родителями в подростковом возрасте. И на балете, хотя мне не нравился стук пуант о сцену и белые трико балерунов, и на опере ( что подросток может понять в "Борисе Годунове"?). В студенчестве попала на финскую оперу "Леди Макбет" и была разочарована скудностью декораций и странным языком.
Позже пригласили не помню на что, скорее, чтобы показать первый вариант ремонта БТ. Было душно, тесно, и много разных французских духов. В этом плане сцена Кремлевского Дворца мне нравилась больше. И, конечно, есть сожаление, что в жизни не побывала в Венской опере и Ла Скала. Туда было легче попасть, чем в наш, родной, Большой.
Самая дорогая, скандальная и проблемная реконструкция БТ закончилась в 2011г. Длилась шесть лет. Конечно, по плану все должно было быть сделано быстрее и дешевле.
В прошлом году я все-таки решила посмотреть, что там внутри теперь. Не как зритель, а как турист. И вот обновленные знания и впечатления. Делюсь.
Гидом по театру была сотрудница театра, балерина в прошлом. Спасибо ей. Она показала нам ДОМ. Здесь всегда кто-то есть, даже когда нет спектаклей.
Справка. Театральная площадь раньше называлась Петровской, по улице Петровка, "вливающейся" в эту площадь. Та же улица дала название и театру, который открылся в 1780г. Размеры Петровского театра были по тем временам гигантскими. Зрительный зал, не считая галерей, мог вместить 800 человек. На маскарады сюда собиралось до 3000 человек из Москвы и других городов. В 1805 г. Петровский театр сгорел. (Проработал 25 лет).
Только в 1824г на месте сгоревшего Петровского театра по проектам арх. О.Бове и А.Михайлова был построен новый театр, в партере и ярусах которого могло разместиться 3000 зрителей. Открылся в январе 1825г. (Перерыв в 20 лет). Здание было рассчитано на сложные сценические эффекты, на проведение маскарадов, при проведении которых пол партера поднимался до авансцены. Театр был современным и содержал лучшие достижения в организации театральных зданий. В 1853 г. сгорел в страшном пожаре, уничтожившем не только сцену, зал, перекрытия, но даже расплавившем чугунные колонки под ложами бельэтажа. (Проработал 28 лет).
В 1855 г. (перерыв в 4 года) восстановление Большого театра было поручено арх А.Кавосу. Он кардинально перестроил здание, украсил его узнаваемым всеми ныне белокаменным портиком, увенчанным квадригой Аполлона (скульптор П.Клодт). А внутри театра много внимания было уделено акустике и долгое время зал считался одним из лучших в мире по акустическим свойствам.
В советские времена здесь проводились съезды, пленумы и конференции. В 1922 здесь были приняты Декларация и Договор об образовании СССР.
Изначально и до сих пор Большой театр является центром русской культуры.
И вот спустя 150 лет после последнего восстановления потребовалась модернизация. Архитекторы думали, что просто сделают ремонт обветшалого здания. Сделают дополнительные подземные этажи, расширят репетиционные помещения. Но выявились проблемы с "поплывшим " фундаментом. Реку Неглинку в "трубу" убрали давно, но грунтовые воды проложили себе другие русла и здание стало оседать. Встал вопрос- не перенести ли театр на другое место, построить другой, современный, дешевле будет. Но нет...
Поэтому пришлось почти вручную создавать цементные сваи- опоры. При том, что близкое метро создавало постоянную вибрацию почвы. Потом пошли трещины. В общем поставили здание на новую цементную подушку с большим трудом и затратами.
Акустическая экспертиза показала, что из-за укрепления фундамента и стен характеристики ухудшились. И вентиляция не справляется. И шумоизоляция негодная. Пришлось исправлять Короче, скандал, большие деньги, и у всех претензии!
Что видит человек обыкновенный?
Красиво. Начиная с гардероба.
Но многое зритель не увидит, потому что...10 этажей вверх и 6 этажей вниз.
Бетховенский зал- трансформер, подземный, с раздвигающимися и убирающимися в пол стенами. Да и сам пол может принимать пять разных конфигураций.
В интерьеры вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых. Листайте.
Заменены материалы отделки на папье-маше для улучшения акустики по старой технологии. Даже атланты у входа в зал не мраморные, хотя выглядят мощно.
Зал сверкает золотом (сусальное золото). Роскошный. Убрали советский герб и установили двуглавого орла. Исторические гербы Российской империи. Хочется одеться соответственно. Листайте...
Главная сцена равна по глубине залу и имеет выход на улицу, чтобы фургон мог подвезти к спектаклю, например, лошадь. А по бокам- подсобные помещения для реквизита, костюмерных, гримерных.
Под каждым стулом- вентиляционная решетка (лишний повод накинуть на плечи манто). Стулья тоже специально разработанного дизайна, чтобы акустика не страдала.
Акустика такая, что шепот в самых дальних уголках слышен. Пробовали.
Потолок украшен росписью "Аполлон и музы".
Девять муз, служившие Аполлону:
- поэзии Каллиопа
- лирики Эвтерпа
- любовных песен Эрато
- трагедии Мельпомена
- комедии Талия
- танца Терпсихора
- истории Клио
- астрономии Урания
- священных гимнов Полигимния ( здесь она заменена на выдуманную музу живописи)
Люстра в зале особенная. Чтобы поближе ее рассмотреть, мы поднялись на особенном лифте.
Лифты не прямоугольные, а каплевидные. Идут до 7 этажа.
На этом же этаже- буфет. Правда, работает он только во время спектаклей. Да и некогда было кофе пить. Но помещение необычное. Очень современное.
Вот и люстра! С хрусталиками весит 2,3 тонны! Очень красивая. Специальный механизм, чтобы ее опускать на чистку. А в прежние времена, когда горели свечи, билеты в партер стоили дешевле, потому что воск мог капать на волосы и одежду.
У решетки на потолке тоже своя история. Раньше это было вентиляционное отверстие, куда уходила гарь от свечей. Это портило плафон, предназначенный для улучшения акустики. Теперь структура плафона восстановлена, а решетка стала декоративным элементом.
Вся помпезность золота, бархата и хрусталя подчинены здесь законам акустики и зрелищности.
От 7 до 10 этажа -художественные, швейные мастерские и репетиционные помещения. Шумоизоляция здесь очень мощная. Рядом могут стучать декораторы, репетировать музыканты, и при этом никто никого не слышит и друг другу не мешают.
Потом прошли в музей Большого с фотографиями и вещицами. Эх, времени маловато!
Увидели несколько красивых многофункциональных залов.
Листайте.
Малый красный зал.
Все очень красиво. И вид из окна на Москву и фонтаны. В моей коллекции есть и их летние варианты.
Билеты в Большой Театр выкупаются крупными компаниями, типа Газпром, Лукойл, РЖД на год. Под контролем театра свободные билеты поступают в свободную продажу. Отсюда и ажиотаж. Конечно, поведали нам историю и о дешевых билетах по цене 200р (и на экскурсии, и в магазинчике БТ на Никольской улице). Но на них такой спрос среди студентов и работников театра, что превращает такие билеты в "мираж".
Кстати, когда мы зашли во время прогулки по Москве в этот магазинчик БТ на Никольской улице, нам предложили лотерею- купить что-нибудь на 1000р и попробовать выиграть билет в театр на 200р. Мы не стали.
Не пожалела, что посетила БТ с экскурсией. Было интересно.
Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!