Найти тему

Катя Качур - Любимчик Эпохи

Издательство позиционирует автора как вторую Гузель Яхину. Я понимаю, что хочется иметь авторов, как у Шубиной, но до обозначенного уровня Качур не тянет.

Издательская аннотация: Родиона любили за ум, красоту и способности. Его брата Илюшу – просто так. От Родиона ждали поступков и ответственности. Илью хотели спасти, накормить, приласкать – пусть даже через минуту он уйдет не обернувшись.

Когда Илье было семь, его выкрала и зачем-то несколько дней удерживала в квартире по соседству полоумная бабка по кличке Эпоха. Оказалось, она планировала похищение не один год. Ее закроют в психбольнице, и родители Родиона и Илюши вздохнут с облегчением. Еще много лет им удастся скрывать от сыновей ужасную тайну семьи.

Родион и Илья очень разные: один - спортивный, общительный, шебутной, с железным здоровьем; второй - тихий, мечтательный, спокойный, болезненный настолько, что удивительно, почему он вообще живой. Они сотни раз ссорились и мирились, но всё равно друг от друга далеко не отходили. Девушки теряли головы одновременно от обоих (начиная с детского сада), но сначала встречались с Родионом, а потом, единожды его увидев, переключались на Илью. У них было спокойное детство в любящей семье, но однажды идиллия прервалась: живущая в одном дворе с братьями старуха Эпоха похитила Илью. Её знали все дети и старались держаться подальше, и Родион с Ильёй не были исключением. Но Эпоха всегда выделяла младшего, носила ему угощения и пыталась общаться. Ребёнка через два дня нашёл внимательный участковый, бабку отправили в сумасшедший дом, а Илья месяц восстанавливался. Всё это время он не мог говорить, а когда смог, то заикался. Похищение вообще не прошло даром - Илья стал ещё более замкнутым и мечтательным, в то же время более смелым и в какой-то степени равнодушным. Но по-прежнему старался держаться ближе к Родиону.

Взрослая жизнь немного их развела: Родион стал известным и уважаемым кардиохирургом, женился, у него двое сыновей. Илья мотается по всему свету, от Северного полюса до Африки, никаких длительных отношений у него нет (как и желания их заводить, впрочем), профессии нет тоже, живёт он (те две недели в году, что появляется в Москве) либо у родителей, либо у Родиона. Где-то в это время он в очередной раз попытался умереть - дало о себе знать осложнение от перенесённой в подростковом возрасте болезни. Его спас Родион - провёл операцию на сердце. С тех пор всё было тихо и спокойно. До тех пор, пока старший брат, опора всей семьи, внезапно не умер.

Собственно, с этого и начинается книга - Родион присутствует на собственной кремации. Ему даже удалось с Ильёй несколькими словами перекинуться, правда, младший подумал, что ему показалось. Родион посмотрел и на собственные похороны, а потом встретился с той самой Эпохой, которая знакомит его с загробным миром. А Илья тем временем учится жить без брата.

В романе две временные линии, они постоянно чередуются - детство братьев, юношество, взрослая жизнь, посмертие. При этом автор не рассказывает прям вообще всё, скорее, самые яркие и показательные эпизоды. Наиболее последовательной частью стала только жизнь Ильи после смерти Родиона, но это объяснимо - иначе не рассказать его сюжетную ветку. Написана книга максимально просто, никаких стилистических изысков нет, но текст читается очень плавно. Но она толком не вычитана, и на корректоре/редакторе сэкономили: на протяжении нескольких страниц автор не может определиться с прозвищем одного из героев - то он Лечитель Баранов, то Лекарь. Можно, конечно, списать эту чехарду на драматичный момент, но я не буду, потому что помимо этого есть предложения с дурацкой ошибкой вида "выпив шампанского, всё мироздание стало бла-бла-бла". Шампанское так-то пило не мироздание, а персонаж. Тем не менее одним из достоинств является юмор автора - он ненавязчивый, но я периодически улыбалась и даже хихикала.

Несмотря на то, что за редкими исключениями вся книга написана от лица Родиона и Ильи, я не могу сказать, что автор полностью раскрыла их характеры - много отдано на откуп читательскому воображению. А вот эмоции и чувства второстепенных героев раскрыты довольно подробно. Вообще внимание к второстепенным персонажам очень напомнило мне книги Елены Михалковой, где подробно раскрываются судьбы и характеры, кажется, вообще всех героев, которые есть в книжке, даже если они только мимо пробегали. В романе Качур тоже есть один такой - осветитель, но на самом деле их больше, и далеко не все играют хоть какую-то роль в сюжете.

На презентации, посвящённой выходу книги, представитель издательства самозабвенно рассказывала, как Родион и после смерти присматривал за младшим братом. Но по факту задумка как будто не продумана толком и фактически нужна только ради концовки (и забавного эпизода на кремации). В мире Качур мёртвые привязаны к месту своего захоронения и покинуть его не могут - то есть Родион безвылазно торчит на кладбище вместе с соседом по могиле. Есть, правда, редкие исключения - те, у кого могил нет, поскольку их прах не нашли (оно также работает, если прах невозможно собрать, или можно как-то договориться с богом). Таким исключением является Эпоха (потому что она сгорела в психбольнице, её останки были неотделимы от пепла здания, и потому она не похоронена), которая встречает Родиона и учит его пользоваться способностями привидения. Со временем они сближаются и Родион ждёт её приходов в гости, в том числе потому, что она знает кучу интересных историй, да и общаться ему с ней нравится. Я, честно говоря, поразилась, что он не испытывает к ней вообще никакого негатива, только удивлён встречей. Алло, у твоего брата психика сломалась после знакомства с ней! И у тебя нет никаких эмоций, кроме удивления и любопытства?

Я никогда не читаю блёрбы от других авторов, изданий и блогеров на обложках (и вообще терпеть не могу моду тащить слова последних на книжку), но тут ради интереса прочла, что о книге написала Дина Рубина. Там есть фраза, с которой я не согласна:

...Это действительно Эпоха, эпоха страны, её бесконечных неизбывных трагедий, её людей - страдальцев, счастливцев, святых и юродивых.

Не согласна, потому что в романе Качур нет никаких событий, характерных именно для определённых периодов жизни страны (1950 - наше время) - люди просто живут свою жизнь, как могут, не пересекаясь с большой политикой и определяющими что-то событиями. Описанная в романе трагедия универсальна, могла происходить и происходит в любой стране в любое время, с поправкой на местные реалии.

Концовка романа вызывает сложные эмоции. С одной стороны, я рада за Злату и её семью, потому что они и правда настрадались сверх меры. С другой - ничто не предвещало такого поворота, он слишком внезапный и неожиданный, а фраза одного из привидений "осталось совсем немного, оно вот-вот случится" ну никак не объясняет произошедшего. Обидно за братьев: Родион искренне не хотел, чтобы Илья к нему присоединился, сделал всё возможное, чтобы его спасти. А после смерти очень его ждал. И когда они наконец-то встретились, Илья сбежал в рассвет. Разумом я понимаю, что для него это было спасением, но всё равно обидно за старшего, потому что ему в виде призрака существовать практически бесконечно. И ладно, если родителей потом похоронят на том же участке, ведь если нет - то он будет в одиночестве в окружении не особенно любимой компании.

Книга хорошая, очень приятная, местами добрая и смешная, местами печальная. Но Качур при всём желании издательства не тянет на вторую Яхину, потому что её роман - обычная жанровая литература. Это не плохо, имхо, таких книг не хватает, но насильно делать из романа - ну такое.

Это второе издание романа, для истории я сохраню и первую обложку. Она мне, честно говоря, нравится больше второй (светлой), хотя объективно совсем мимо целевой аудитории романа и его содержания.

-2