Найти тему
окно в икону

Иисус Христос - Добрый Пастырь

С праздником, уважаемые читатели! В Евангелии от Иоанна есть притча о Добром Пастыре (Ин 10: 1-16). В ней Господь Сам Себя называет Добрым Пастырем для овец. Если сейчас слово "пастырь" имеет значение человека, занимающегося духовным воспитанием людей, то в первоначальном значении оно значило просто "пастух".

В притче Добрый Пастырь готов жизнь положить за овец, он не наемник, которому все равно, что будет с овцами, и не вор, который хочет их уничтожить, чтобы нажиться. Поэтому Добрый Пастырь входит дверью, и овцы слышат его голос и идут за ним. В притче дается обетование создания Церкви: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь." В притче содержится и высокое богословие: "Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца", учение об единосущии Бога Отца и Бога Сына.

В Евангелиях есть и еще одна, связанная с ней притча - притча о заблудшей овце (Мф. 18:12-14 и Лк. 15:3-7). В ней тоже дан образ Доброго Пастыря, который ищет пропавшую овцу и найдя ее, "возьмет её на плечи свои с радостью". Поясняя причту, Господь проводит параллель между заблудившейся овцой и грешником. Как радуется пастырь, нашедший овцу, так и на небесах великая радость о покаянии грешника.

Образ Доброго Пастыря в Новом Завете возникает как продолжение ветхозаветного образа. В псалмах Господь предстает как Добрый Пастырь (Пс. 22:1), у пророков Иезекииля (Иез. 34:12) и Исайи (Ис. 40:11) Он показан как пастух овец и спасающий их из опасных ситуаций, берущий агнцев на руки Свои.

Этот важный образ очень рано находит свое выражение в иконописи, и Господь как Добрый Пастырь часто изображается в древней иконописи.

Все образы можно разделить на два подтипа: на одном из них Добрый Пастырь изображается сидящим среди стада, на другом - стоящим с овцой на плечах. С одной стороны, это можно соотнести с содержанием новозаветных притч. С другой стороны, у недавно ставших христианами жителей Римской империи были совсем другие изображения перед глазами. Именно это заставило искать прообразы изображений Доброго Пастыря не только в содержании христианского учения, но и в привычном для римских граждан изобразительном ряде языческого по сути своей содержания.

Это привело к тому, что были найдены античные аналоги образов пастухов, заботящихся о своем стаде и людях. Таких примеров целых два: мифологические персонажи Гермес Криофор (несущий барана) и Орфей Буколос (пастух). Первый всегда изображался с бараном на плечах (рога на голове животного заметны в ряде ранних изображений). Согласно мифу о Гермесе, этот баран был жертвенным и с помощью этой жертвы он утолил гнев богов и прекратил мор среди людей. Орфей как пастух обладал еще одной особенностью - его музыка привлекала животных, поэтому его изображали сидящим среди них с музыкальным инструментом - видом дудки или лирой.

Добрый Пастырь. 4в.
Добрый Пастырь. 4в.

Особенно заимствование заметно на скульптуре, многие из новых христиан владели мастерством изготовления статуй и делали такие образы. Христос изображен как юноша без бороды и с короткими вьющимися волосами. Тоже и на живописных и мозаичных образах. Естественно христиане, хоть и заимствовали образ, никак не отождествляли Христа с античными мифологическими персонажами. Сходство в художественных формах следует объяснять единством художественной школы и технических приёмов той эпохи.

Остается спорным, хотели ли действительно изобразить Иисуса Христа или только образ из притчи, который указывает на Него. Ведь Добрый Пастырь не раскрывает полностью роли Господа для человека, а только отражает Его желание и способность заботиться о каждом человеке. Однако характерно то, что с принятием христианства как государственной религии в Римской империи количество изображений Доброго Пастыря постепенно сходит на нет. Особенно это заметно в послеиконоборческую эпоху в Византии (после девятого века). Большинство образов были уничтожены иконоборцами, и те, что известны сегодня, сохранились благодаря столетиями изоляции.

В Западной Европе интерес к изображению Доброго Пастыря возникает в эпоху Возрождения, и влияние этих живописных традиций на православную иконопись через украинских униатов сказалось не ранее восемнадцатого века.

Добрый Пастырь. 19в.
Добрый Пастырь. 19в.

Поскольку в Западной Европе Господь изображается привычно, как и в других исторических образах, то и на новой иконе Он уже не пастух, но Пастырь. Никаких безбородых образов с короткими вьющимися волосами! На новых изображениях нет и вариантов с сидящим Добрым Пастырем, но только тот вариант, который изображает заблудшую овцу на плечах Господа. Таким образом происходит сближение овцы с символическим ее изображением в виде епископского омофора (в переводе с греческого "несущий на плечах"), который и означает в том числе заблудшую овцу, несомую Добрым Пастырем.

Для восемнадцатого-девятнадцатого века образ такой в православной иконе крайне редкий, но в современной православной истории икона приобрела большую популярность.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!