«Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны», – такое впечатление произвела на московского живописца и графика Василия Переплетчикова архангельская глубинка, куда он впервые приехал в 1902 году. Русский Север в конце XIX – начале XX веков привлекал многих художников: К.А. Коровина, В.А.Серова, А.А. Борисова, С.А. Виноградова. Увиденное настолько поразило Переплетчикова, что он неоднократно туда возвращался в течение ряда лет, смог побывать и на Новой Земле. Далекому северному краю он посвятил ряд романтически-восторженных стихов и книгу «Север. Очерки русской действительности» (Москва,1917), иллюстрированную репродукциями нескольких его произведений, многие рисунки и картины.
Одна из них - «Северная Двина», созданная в 1909 году, поступила в Вологодскую областную картинную галерею из собрания москвича Е.Ф. Вишневского в 1976 году. Композиционное решение плоскостно-декоративной работы напоминает фриз: два широких, почти равных по величине пространства воды и неба сходятся на линии горизонта. Мелкими, частыми белыми мазками передана рябь на воде. Выразительны озаренные неярким солнцем огромные белоснежные облака причудливой формы. Сложные оттенки синего, лилового, зеленого, фиолетового цветов, преобладающие в колористической гамме, вызывают ощущение холода. В этом масштабном полотне отчетливо звучат романтические ноты.
Среда, в которой вырос будущий художник, была далека от романтизма. Коренной москвич, сын состоятельного купца, Василий Переплетчиков готовился пойти по его стопам, но судьба распорядилась иначе. Во время учебы в Практической академии коммерческих наук у юноши обнаружился недюжинный талант к рисованию, и он решил стать художником, брал уроки у пейзажиста - передвижника А.А. Киселева. В 1872 году Переплетчиков поступил вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был В.Д. Поленов. Познакомившись с И.И. Шишкиным, Переплетчиков оставил занятия архитектурой, сильно увлекся пейзажем, который стал главным жанром его творчества.
Молодой художник занимался одновременно и рисунком, и живописью. В 1880-е-1890-е годы он занимался журнальной графикой, часто экспонировал свои рисунки на выставках Московского общества любителей художеств, петербургского Общества русских акварелистов. Критики высоко оценили вышедший в свет в 1891 году альбом пейзажных рисунков Переплетчикова, отметив его «несомненный вкус и умение схватывать характерные черты пейзажа». Энергичный и подвижный художник был страстным путешественником. Он много работал на этюдах и в Подмосковье с И.И. Левитаном, и с С.А. Виноградовым на Волге, буквально исколесил всю центральную Россию в поисках тем и сюжетов для своих картин.
Современники Переплетчикова называли его «восторженным певцом дальнего Севера». Это ведущая тема его творчества. «Суров и неприветлив Север, - говорил художник, - но меня к нему тянет». Он создавал серии картин, в которых сумел передать не только природу, но и архитектуру северных селений и жизнь их обитателей. Картины Переплетчикова находятся в государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, во многих региональных музеях страны и частных собраниях.
Общительный и отзывчивый Переплетчиков пользовался популярностью в своей среде, он обладал немалыми организаторскими способностями, и к нему часто обращались за содействием другие мастера. Теснейшим образом он был связан с деятельностью крупного творческого объединения «Союз русских художников», являлся его членом - учредителем и постоянным экспонентом всех его выставок.