Найти тему
Исторический Ляп

Писатель Валерий Шамбаров: Кутузов склонил Пруссию к союзу против Франции

Глубокий ум и дипломатические таланты выдвинули его [Кутузова – «ИстЛяп»] и при Павле I. Он мастерски выполнил миссию посла в Пруссии, сумел склонить её к союзу против революционной Франции. А Пруссия была личной слабостью Павла. Он возвысил Михаила Илларионовича, приблизил к себе.

«Завтра», 5 августа 2022 г.

Заключив мир с Францией 5 апреля 1795 года, Пруссия снова вступила с ней в войну лишь 9 октября 1806 года, когда Россией правил сын Павла Александр I. В боевых действиях 1799 года, которые Павел вёл совместно с австрийцами, британцами и турками, пруссаки не участвовали. Напротив, они склонялись к поддержке Франции. Характеризуя позицию главы прусского правительства Христиана фон Гаугвица, французский посол в Берлине Антуан Кальяр сообщал в Париж: «Гаугвиц до такой степени предан французской нации, что только от Директории зависит заключить договор о союзе. Он ожидает единственно новых инструкций для составления статей» (Письмо посла России в Пруссии Никиты Панина вице-канцлеру Александру Куракину 19 февраля 1798 года).

До того, 24 декабря 1797 года Панин писал Куракину, что России было бы полезно иметь при прусском дворе «доверенного агента без верительных грамот, без официального звания, но облеченного достаточною властью. Необходимо, чтобы ему, по его происхождению и чину, доступны были все придворные собрания…нелепый этикет здешнего двора не допускает членов дипломатического корпуса в общество короля и королевского семейства; к тому, что полномочные министры могут говорить с ним только при публике или на чрезвычайных аудиенциях, случаи которых весьма редки; к тому, что было бы делом величайшей важности, если бы став между королем и его министрами, иметь возможность объяснять ему сущность дел, побудить его к работе, предупредить происки французов и разрушить их ковы».

Именно таким агентом и стал Кутузов, имевший большой успех при берлинском дворе. Его деятельность в окружении короля Фридриха-Вильгельма III парализовала давление французов через Гаугвица, и Пруссия осталась нейтральной. Он «столь действовал неутомимо, столь делал свои представления настоятельно и выдерживал важность своего звания столь сильно и удачно, что менее нежели в течение одного года приведены были политические тогдашнего времени дела к желаемому концу наилучшим образом» («Русский биографический словарь. Том 9. 1903).