Найти тему
Тетка Настасья

Ох и хороши голландские дамы...

Так получилось, что сейчас я делаю большой цикл лекций о Золотом веке Голландии 17 века. Да - да, про тех самых знаменитых "Малых голландцев" (хотя далеко не все их работы были маленькими) и попутно мне попадается множество материалов, которые в лекцию не идут, но и выкидывать просто так жалко... Прошлая лекция у меня была о портрете, видах портрета, самых крупных и интересных художниках и т.д. А поскольку я неровно дышу к истории костюма, то мне на самом деле было тяжело удержаться и не съехать на эту тему в лекции, хотя некоторые моменты я все же отметила ))))

Ну вот, в процессе работы попались мне потрясающе красивые женские парадные портреты первой четверти 17 века, мимо которых я пройти просто не могла... Смотрите:

Корнелис ван дер Воорт. Портрет неизвестной. 1619 г.
Корнелис ван дер Воорт. Портрет неизвестной. 1619 г.

Ну, даже не знаю, с чего начать... Нууу, во первых, мода, действительно, дама капризная и не считается с политикой, экономикой и прочими скучными вещами. В основе платья нашей красавицы - испанский вариант костюма, строгий, закрытый, правда, юбка более мягкая по форме, а вот лиф с выступающей "полочкой" - очень жесткий, как доспех. В него могли даже металлический лист вшивать, чтобы форму держал. Ну, и воротник, конечно. Раф, горгера, мельничный жернов, как их только не называли, но такие плоеные воротники стали таким же символом второй половины 16 - первой половины 17 века, как и прически "с кораблями" стали символом 18 столетия.

Итак, в основе костюма лежит испанская мода при том, что Испания - главный враг Нидерландов и война за независимость Нидерландов только недавно закончилась, еще и десяти лет не прошло... Но, как ни странно, предельная строгость католического костюма очень неплохо прижилась в протестантской стране, где строгость нравов (по крайней мере, в высшем обществе) была не меньшей...

Но при всей строгости и закрытости эти костюмы сложно назвать скучными, они очень нарядны. Давайте подробнее рассмотрим:

Наряд нашей первой героини - не совсем платье. Он состоит из нескольких частей: юбка, которой нужную форму придает небольшой валик, завязанный на поясе. Затем жесткий лиф из ткани с вытканным узором, сильно похожей на парчу. Обратите внимание, какими красивыми фестончиками завершена "полочка" лифа ))) И сверху надета еще одна распашная одежда. Теперь обратите внимание на ткань верхнего "платья" и юбки. Да, ткань черная, но это узорчатая ткань, возможно шелк, и вот такой эффект черного на черном голландцы очень любили - при движении ткани начинали переливаться и играть. Парадные аксессуары тоже очень эффектные - роскошный воротник из тонкого полотна с кружевной каймой сам по себе - произведение искусства. В дополнение к нему - накрахмаленная кружевная наколка, поскольку наша героиня замужем (в Голландии обручальные кольца носили на указательном пальце правой руки) и манжеты. Из украшений - жемчужные браслеты, прекрасно сочетающиеся с кружевом манжет, и массивная золотая цепь на поясе. Причем на лифе есть "замочек", который держит цепочку и как бы приподнимает ее, чтобы украшение не терялось в складках юбки. Подвеска тоже непростая - на самом деле внутри нее - ёмкость для благовоний.

Тоже Корнелис ван дер Воорт, только 1613 год.
Тоже Корнелис ван дер Воорт, только 1613 год.

Тоже интересный образ. Казалось бы, похоже, но здесь верхнее платье приталенное и только чуть - чуть видно, поскольку лиф заходит под него. Ткань тоже "черное на черном", но узор совсем другой и разный на лифе и юбке. Обратите внимание, здесь вместо кружевной наколки на голове что-то вроде ободка из клетчатой ткани, дополненный ободком явно ювелирной работы. Да, у обеих наших героинь поверх кружевных воротников жемчужные ожерелья помимо браслетов (время такое... 17 век - эпоха кружева и жемчуга, которые надолго потеснили ювелирные украшения). Лиф тоже из дорогой, скорее всего, парчовой ткани, но здесь он более плоский, дополнен крупными пуговицами, похоже, с зернью и ажурная цепочка на поясе с крупной подвеской.

Кстати, помните "Золушку" Шарля Перро? Она там тоже плоила воротники сестрам перед балом, а одна из сестер собиралась надеть платье поскромнее, но с драгоценным поясом... Так что сестры Золушки примерно так выглядели на балу... Такие платья были самыми парадными, их одевали только по самым торжественным случаям. Это не повседневная одежда, поскольку голландцы ценили в одежде удобство, но в случае необходимости не падали лицом в грязь )))

Ну, здесь, примерно то же самое, но, обратите внимание, вместо жемчугов золотые цепочки, повторяющие друг друга и цепочка на поясе сбоку подхвачена бантиком. Лиф заканчивается широкими "лепестками" и еще - кружево на чепце и манжетах одинаковое с длинными "городками". Слева сбоку видна золотая шпилька с жемчужиной, одна из тех, что держит наколку на голове, вторая видна внизу справа возле уха. Да, это не сережка...

Тоже ван дер Воорт, уже 1614 год, но, поскольку, я не сильна в голландском, то оставлю имя героини так, чтобы не косячить с неправильной транскрипцией.. Portret van Brechtje Overrijn van Schoterbosch (1592-1618). Даты жизни, видимо, героини портрета... Совсем немного прожила, к сожалению...
Тоже ван дер Воорт, уже 1614 год, но, поскольку, я не сильна в голландском, то оставлю имя героини так, чтобы не косячить с неправильной транскрипцией.. Portret van Brechtje Overrijn van Schoterbosch (1592-1618). Даты жизни, видимо, героини портрета... Совсем немного прожила, к сожалению...

А вот и живое подтверждение того, что не все поголовно ходили в черном... Здесь очень сдержанное, но благородное звучание цветов: шоколадно- коричневая юбка, но явно атласная или шелковая, с широкой вставкой спереди, темно-красный лиф с пуговками и маленькими фестончиками по краю и черная распашная накидка с очень интересно оформленными "крылышками" у плечей. Кружевные манжеты и наколка поскромнее, они здесь явно не главные герои... Воротник просто из тонкого полотна, а вот из-под него на груди выглядывает украшение их нескольких цепочек с подвеской, похожие браслеты на руках и массивная цепочка на поясе с подвеской-помандером.

Aeghje Cornelisdr. Hooft (1587-1653) 1611 год, значит, ей здесь 24 года, мне кажется, выглядит старше, хотя....
Aeghje Cornelisdr. Hooft (1587-1653) 1611 год, значит, ей здесь 24 года, мне кажется, выглядит старше, хотя....

Вот здесь хорошо видно, что коричневая накидка "с крылышками" одета поверх лифа - узор на ткани хорошо виден. И лиф тоже не парчовый, но он из ткани с интересным узором, который кажется рельефным, с рядом маленьких пуговок и фестончатым краем тоже выглядит очень интересно. Кружево на головном уборе и манжетах тоже одинаковое - узкая ажурная полоса с узором, похожим на снежинки ))) И смотрите, какая красивая юбка - темно красная с переливами и широкими продольными полосами спереди. Кажется, что эта женщина была высокой и такие "заданные" в костюме вертикали это подчеркивали...

Ну, давайте на этом сегодня закончим, на днях напишу продолжение. Честно - честно )))