("Украсть Рафаэля", Criminali si diventa, 2021, Италия)
Понятно, что уход из жизни в марте этого года 77-летнего Ивано Марескотти за пределами Италии заметили немногие - актер снимался в основном лишь у себя на родине, и за границей трудился редко. Как бы то ни было, благодаря его запоминающейся, немного "ленинской" внешности и эмоциональной игре вы, небось, с моей подсказки сразу вспомните его "заграничные" роли. А именно: полицейского детектива в "Талантливом мистере Рипли", епископа в "Короле Артуре" и мафиози-свиновода в "Ганнибале".
Да и последнюю роль Марескотти в "Украсть Рафаэля" вы тоже наверняка запомните - если, конечно, эта картина вас заинтересует.
А заинтересовать вас у "Украсть Рафаэля" есть абсолютно все шансы. Потому что столь ностальгическое, в наилучшем смысле слова, еврокино даже в Европе сегодня исчезающая редкость. Гораздо чаще вы рискуете нарваться теперь на что-нибудь вот такое, с подвывертом, чем на фильм, сваренный по классическому рецепту, к примеру, итальянской, или французской комедии. То есть фильм вменяемый, легкий, темпераментный, беззлобно-ироничный, с обаятельными актерами, и залакированный превосходной музыкой.
И всё это у режиссерского дуэта Луки Тровеллези Чезаны и Алессандро Тарабелли есть в полном и честном комплекте.
А первое, что радует при знакомстве с их "Украсть Рафаэля", это его главная музыкальная тема, переигранная за два часа во множестве вариаций. Возможно, она не столь прилипчивая, как мелодии из какого-нибудь "Трюкача", "Профессионала" (1981), "Крестного отца", или "Однажды в Америке", но тоже врезается в голову с первых же мгновений.
И тем удивительнее, что нигде на известных сетевых киноресурсах не указано имя композитора фильма (копаться в мелких буковках финальных титров было лень, уж извините). Разве что среди актеров засветился некий Лодо Гуэнци, клавишник итальянской инди-рок-группы Lo Stato Sociale - возможно, именно он и сбацал для "Украсть Рафаэля" эту зажигательную музычку.
Вот под такой задорный "Тыц-тыц! Тырыц-тыц! Тырыц-тыц! Тыц-тыц!" и начнется эта история, ко лбу которой ее создатели тоже припечатали модный штамп "Основано на реальных событиях". Правда, из всех "реалий" здесь есть лишь сам факт похищения в 1975 году из музея картины Рафаэля "Немая". Да еще парочки других, но эти "обе две" к данному фильму отношения не имеют. К счастью, через год всё похищенное добро было найдено в Швейцарии и благополучно возвращено законным владельцам. А требовавшие за них выкуп воры-вымогатели - арестованы. Включая и некоего Энцо (И. Марескотти), судя по всему, уже выдуманной личности, о которой и пойдет речь в "Украсть Рафаэля".
Сиделось Энцо в тюрьме дюже несладко. Так бы мужик наверняка "откинулся" еще в 20-м веке, однако кто-то коварно его подставил, повесив на него убийство другого зека. Поэтому оттарабанил бедолага Энцо за решеткой... аж 40 лет! Ну да хоть на свободу вышел не старой развалиной, а еще вполне бодрым, жизнерадостным и не растерявшим чувство юмора. Где он с удивлением обнаружил, что его избежавший тюрьмы кореш Дуильо раскаялся, заделался священником и теперь читал проповеди в церкви. А племянница Энцо Электра не только была хозяйкой собственного бара, но и сохранила для дядюшки его старую квартиру, оплачивая в ней "коммуналку" и проводя там регулярную уборку.
Как говорится, всем бы нам иметь таких добрых и щедрых родственников!
Через Электру, дабы не "засветиться" наблюдающей за Энцо полиции, и сделали ему деловое предложение одни ценители краденных шедевров искусства. Предложив - вот так ирония! - опять умыкнуть ту же самую "Немую" Рафаэля. Тем паче она как раз отправилась на "гастроли" по Италии, выставляясь в музеях то здесь, то там.
"Цена вопроса" тоже впечатляла числом на калькуляторе: 25 миллионов евро. То есть куш, ради которого даже священник Дуильо отринет на время божьи заповеди и вновь ударится во все тяжкие, не говоря про бывшего зека, в чьих карманах и вовсе свистел ветер.
Было лишь две "стартовые" трудности: всё тот же бдительный полицейский надзор за Энцо, и отсутствие у него хватких подельников. А без них провернуть такое дельце усилиями двух стариков было попросту нереально.
Однако не зря же нам так часто показывают Электру и ее взбалмошных приятелей! Тем более и она была в курсе "цены вопроса", уж коли переговоры так и так велись через нее. Да к числам со множеством нулей, особенно в графе "дебет", она тоже была неравнодушна.
И вот, после непременной в подобных историях сделки с собственной совестью, дядюшка втягивает-таки в свою уголовную авантюру любимую племянницу и всю ее "банду" воров-дилетантов. После чего нам, зрителям, останется лишь быть свидетелями творимого ими беззакония. И улыбаться, ибо беззаконие это слишком уж несерьезное. А также продолжать наслаждаться отличным саундтреком вкупе с видами Адриатического побережья Италии, где вся эта лепота снималась.
***
В общем, редкое нынче еврокино настоящего "здорового человека". Которое идеально адаптирует "старую школу" авантюрной комедии под современные ритмы и реалии, что у создателей "Украсть Рафаэля" неожиданно прекрасно получилось. Особенно беря во внимание, что оба его режиссера дебютанты в большом кино. И даже кое-какие намеки на продолжение они в финале делают, хотя, конечно, без колоритного Ивано Марескотти сиквел рискует многое потерять.
И особо хочется отметить замечательный дубляж студии "Кириллица", который мне попался. Очень профессионально озвучены и переданы все сложные оттенки темпераментных итальянских диалогов - почти так же живенько, как дублировали у нас итальянские комедии во времена СССР.
Короче говоря, и сам фильм, и его "озвучка" - одни сплошные достоинства, и чистое зрительское удовольствие, ни добавить, ни убавить.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):