Найти тему
6000 миль до Голливуда

Риск и немного шума. Хорошие авантюрно-ироничные приключения

("Украсть Рафаэля", Criminali si diventa, 2021, Италия)

Понятно, что уход из жизни в марте этого года 77-летнего Ивано Марескотти за пределами Италии заметили немногие - актер снимался в основном лишь у себя на родине, и за границей трудился редко. Как бы то ни было, благодаря его запоминающейся, немного "ленинской" внешности и эмоциональной игре вы, небось, с моей подсказки сразу вспомните его "заграничные" роли. А именно: полицейского детектива в "Талантливом мистере Рипли", епископа в "Короле Артуре" и мафиози-свиновода в "Ганнибале".
Да и последнюю роль Марескотти в "
Украсть Рафаэля" вы тоже наверняка запомните - если, конечно, эта картина вас заинтересует.

Если друг оказался вдруг... не таким, каким вы его помнили 40 лет назад, значит сами виноваты - а незачем было вам так долго в тюрьме сидеть.
Если друг оказался вдруг... не таким, каким вы его помнили 40 лет назад, значит сами виноваты - а незачем было вам так долго в тюрьме сидеть.

А заинтересовать вас у "Украсть Рафаэля" есть абсолютно все шансы. Потому что столь ностальгическое, в наилучшем смысле слова, еврокино даже в Европе сегодня исчезающая редкость. Гораздо чаще вы рискуете нарваться теперь на что-нибудь вот такое, с подвывертом, чем на фильм, сваренный по классическому рецепту, к примеру, итальянской, или французской комедии. То есть фильм вменяемый, легкий, темпераментный, беззлобно-ироничный, с обаятельными актерами, и залакированный превосходной музыкой.

И всё это у режиссерского дуэта Луки Тровеллези Чезаны и Алессандро Тарабелли есть в полном и честном комплекте.
А первое, что радует при знакомстве с их "
Украсть Рафаэля", это его главная музыкальная тема, переигранная за два часа во множестве вариаций. Возможно, она не столь прилипчивая, как мелодии из какого-нибудь "Трюкача", "Профессионала" (1981), "Крестного отца", или "Однажды в Америке", но тоже врезается в голову с первых же мгновений.
И тем удивительнее, что нигде на известных сетевых киноресурсах не указано имя композитора фильма (копаться в мелких буковках финальных титров было лень, уж извините). Разве что среди актеров засветился некий Лодо Гуэнци, клавишник итальянской инди-рок-группы
Lo Stato Sociale - возможно, именно он и сбацал для "Украсть Рафаэля" эту зажигательную музычку.

Вот под такой задорный "Тыц-тыц! Тырыц-тыц! Тырыц-тыц! Тыц-тыц!" и начнется эта история, ко лбу которой ее создатели тоже припечатали модный штамп "Основано на реальных событиях". Правда, из всех "реалий" здесь есть лишь сам факт похищения в 1975 году из музея картины Рафаэля "Немая". Да еще парочки других, но эти "обе две" к данному фильму отношения не имеют. К счастью, через год всё похищенное добро было найдено в Швейцарии и благополучно возвращено законным владельцам. А требовавшие за них выкуп воры-вымогатели - арестованы. Включая и некоего Энцо (И. Марескотти), судя по всему, уже выдуманной личности, о которой и пойдет речь в "Украсть Рафаэля".

Если в современном фильме про мудреное ограбление не будет персонажа чудо-хакера, как пить дать, профсоюзы хакеров тотчас объявят всемирную забастовку.
Если в современном фильме про мудреное ограбление не будет персонажа чудо-хакера, как пить дать, профсоюзы хакеров тотчас объявят всемирную забастовку.

Сиделось Энцо в тюрьме дюже несладко. Так бы мужик наверняка "откинулся" еще в 20-м веке, однако кто-то коварно его подставил, повесив на него убийство другого зека. Поэтому оттарабанил бедолага Энцо за решеткой... аж 40 лет! Ну да хоть на свободу вышел не старой развалиной, а еще вполне бодрым, жизнерадостным и не растерявшим чувство юмора. Где он с удивлением обнаружил, что его избежавший тюрьмы кореш Дуильо раскаялся, заделался священником и теперь читал проповеди в церкви. А племянница Энцо Электра не только была хозяйкой собственного бара, но и сохранила для дядюшки его старую квартиру, оплачивая в ней "коммуналку" и проводя там регулярную уборку.
Как говорится, всем бы нам иметь таких добрых и щедрых родственников!

Через Электру, дабы не "засветиться" наблюдающей за Энцо полиции, и сделали ему деловое предложение одни ценители краденных шедевров искусства. Предложив - вот так ирония! - опять умыкнуть ту же самую "Немую" Рафаэля. Тем паче она как раз отправилась на "гастроли" по Италии, выставляясь в музеях то здесь, то там.
"Цена вопроса" тоже впечатляла числом на калькуляторе: 25 миллионов евро. То есть куш, ради которого даже священник Дуильо отринет на время божьи заповеди и вновь ударится во все тяжкие, не говоря про бывшего зека, в чьих карманах и вовсе свистел ветер.
Было лишь две "стартовые" трудности: всё тот же бдительный полицейский надзор за Энцо, и отсутствие у него хватких подельников. А без них провернуть такое дельце усилиями двух стариков было попросту нереально.

Однако не зря же нам так часто показывают Электру и ее взбалмошных приятелей! Тем более и она была в курсе "цены вопроса", уж коли переговоры так и так велись через нее. Да к числам со множеством нулей, особенно в графе "дебет", она тоже была неравнодушна.
И вот, после непременной в подобных историях сделки с собственной совестью, дядюшка втягивает-таки в свою уголовную авантюру любимую племянницу и всю ее "банду" воров-дилетантов. После чего нам, зрителям, останется лишь быть свидетелями творимого ими беззакония. И улыбаться, ибо беззаконие это слишком уж несерьезное. А также продолжать наслаждаться отличным саундтреком вкупе с видами Адриатического побережья Италии, где вся эта лепота снималась.

Ответ на сложный религиозный вопрос, может ли быть кража "в особо крупном размере" богоугодной, этот фильм тоже даёт... ну почти.
Ответ на сложный религиозный вопрос, может ли быть кража "в особо крупном размере" богоугодной, этот фильм тоже даёт... ну почти.

***

В общем, редкое нынче еврокино настоящего "здорового человека". Которое идеально адаптирует "старую школу" авантюрной комедии под современные ритмы и реалии, что у создателей "Украсть Рафаэля" неожиданно прекрасно получилось. Особенно беря во внимание, что оба его режиссера дебютанты в большом кино. И даже кое-какие намеки на продолжение они в финале делают, хотя, конечно, без колоритного Ивано Марескотти сиквел рискует многое потерять.

И особо хочется отметить замечательный дубляж студии "Кириллица", который мне попался. Очень профессионально озвучены и переданы все сложные оттенки темпераментных итальянских диалогов - почти так же живенько, как дублировали у нас итальянские комедии во времена СССР.
Короче говоря, и сам фильм, и его "озвучка" - одни сплошные достоинства, и чистое зрительское удовольствие, ни добавить, ни убавить.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):