Найти в Дзене

Биография Суворова. 91. Вторая Русско-турецкая война. (часть 33) Штурм Измаила. 3-я фаза штурма. 1790 г.

4-я штурмовая колонна бригадира Василия Петровича Орлова и 5-я — бригадира Матвея Ивановича Платова целиком и полностью состоящие из спешенных казаков вооруженных укороченными пиками сталкиваются с серьезными трудностями. Едва голова 4-й колонны бригадира Орлова взобралась на вал и начала карабкаться по приставленным лестницам, а другая часть колонны столпилась во рву и по другую сторону рва; справа неожиданно открываются Бендерские ворота, из которых выбегают толпы янычар вооруженных острыми как бритва ятаганами и набрасываются на казаков. Закипает кровавый бой. Янычары просто перерубают казачьи пики, а потом во множестве истребляют обезоруженных ими казаков. Вскоре, 4-я колонна разрезается турками напополам, при этом головная ее часть оказывается в очень опасном положении, зажатой между стенами и рвом. Но казаки не сдаются. Руководимые храбрыми командирами, донцы плотно сгрудившись и ощетинившись лесом пик, начинают теснить бешено атакующих янычар. Крики «ура» и «алла» сменяют друг д
Штурм каменного бастиона Измаила.
Штурм каменного бастиона Измаила.

4-я штурмовая колонна бригадира Василия Петровича Орлова и 5-я — бригадира Матвея Ивановича Платова целиком и полностью состоящие из спешенных казаков вооруженных укороченными пиками сталкиваются с серьезными трудностями.

Едва голова 4-й колонны бригадира Орлова взобралась на вал и начала карабкаться по приставленным лестницам, а другая часть колонны столпилась во рву и по другую сторону рва; справа неожиданно открываются Бендерские ворота, из которых выбегают толпы янычар вооруженных острыми как бритва ятаганами и набрасываются на казаков. Закипает кровавый бой. Янычары просто перерубают казачьи пики, а потом во множестве истребляют обезоруженных ими казаков. Вскоре, 4-я колонна разрезается турками напополам, при этом головная ее часть оказывается в очень опасном положении, зажатой между стенами и рвом. Но казаки не сдаются. Руководимые храбрыми командирами, донцы плотно сгрудившись и ощетинившись лесом пик, начинают теснить бешено атакующих янычар. Крики «ура» и «алла» сменяют друг друга, указывая на то, какая из сторон в данный момент берет верх.

В это время 5-я колонна бригадира Платова, состоящая в основном из казаков-новобранцев двигавшаяся невдалеке от 4-й колонны, встречает на своем пути глубокий ров до пояса наполненный водой. Преодолев ров под сильным перекрестным огнем, казаки Платова уже было ставят к валу лестницы, как вдруг слышат правее от себя крики турок и шум жестокой схватки, произведенный вылазкой. Звуки близкого боя происходящего в темноте сбивают с толку и обескураживают новобранцев. Колонна Платова останавливается прямо под стенами и начинает колебаться, в то время, как мощный смертоносный огонь выкашивает целые ряды.

Генерал-аншеф Суворов, прекрасно осведомленный о боевых качествах и вооружении 4-й и 5-й колонн и не спускающий с них глаз, вовремя извещен о трудностях их постигших и тут же принимает решение подкрепить 4-ю колонну бригадира Орлова войсками из главного кавалерийского резерва. Не ограничившись одной кавалерией, Александр Васильевич на выручку попавшей в беду 4-й колонне посылает также подразделения из частных резервов обеих флангов, взяв их у генерал-поручиков Потемкина и Самойлова. В результате ожесточенная схватка у Бендерских ворот завершается в пользу русских. Оставшиеся за стенами Измаила янычары гибнут практически все.

Тем временем 5-я колонна казаков-новобранцев бригадира Платова, усиленная батальоном, присланным генерал-майором Кутузовым наконец переходит к активным действиям. Отважный Матвей Иванович Платов с криком:

- Братцы! За мною! — первым взлетает по лестнице на вершину вала и увлекает других. Вскоре стена новобранцами взята.

Оправившаяся от кровопролитной схватки и подкрепленная резервами, 4-я колонна бригадира Орлова также берет штурмом свой участок измаильского вала. В короткое время по вершине устанавливается связь между 4-й, 5-й и 6-й колоннами и открываются для кавалерии Бендерские ворота.

Самый трудный участок достается 3-й штурмовой колонне генерал-майора Федора Ивановича Мекноба. Здесь бастион полностью каменный и при этом очень высокий. Обороной руководит сам седой сераскир Айдос-Мехмет-паша. Стены Цитадели так велики, что 5,5 саженные (11-и метровые) лестницы солдатам под шквальным огнем приходится связывать по две в одну. Воины генерал-майора Мекноба взбираются с большим трудом, а наверху встречают такой ожесточенный отпор, о который разбивается самая энергичная настойчивость. Храбрый Федор Иванович Мекноб тяжело ранен в ногу. 3-я колонна несет тяжелые потери. Сражение за Цитадель отличается наибольшим упорством из-за того, что турецкий командующий бросает здесь в бой своих лучших янычар, и только вовремя присланный Суворовым резерв помогает переломить результат боя в нашу пользу. В конечном счете 3-я колонна генерал-майора Мекноба соединяется справа с войсками 2-й колонны генерал-майора Ласси и слева с войсками 4-й колонны бригадира Орлова.

Итак, к рассвету верхи вала Измаила полностью в руках русских. В 8-00 первый этап штурма, длившийся 2,5 часа, завершен. И хотя потери обеих сторон велики, турецкие войска уже расстроены, а русские — бодры и полны боевого азарта. Тем не менее, османы готовятся к упорной обороне на улицах и в домах. Удастся ли сломить сопротивление турок и взять Измаил?