Планов на воскресенье было целых два.
А именно, на основательно выбитом Дварфом и Инженером урочище лежала разлапистая ель ну очень приличных размеров. Лежала причем в самом таком интересном месте - вокруг нее были найдены чешуйка-новгородка, приятный средневековый перстень и отличный крестик. Так то урочище было подчищено и подвыбито... ну, насколько это возможно в лесу, где бурелома больше, чем живых деревьев (спасибо за это недимону), а количество мелкого хмызника так и вовсе учету не поддается. В общем, ёлку надо было как-то убрать, а участок под ней прозвонить со всей возможной внимательностью.
Второй план состоял в том, чтобы шурфить домовую яму. Яма эта такого размера, что Дварф поначалу отнёс ее к чему-то более позднему, веку этак к восемнадцатому (урочище же, видится, застало пятнадцатый век как минимум). Однако половинка чешуи Василия Дмитрича, которую я выдернул в яме среди кучи всякого железного хозбыта, настраивала на вполне оптимистичный лад.
И всё бы хорошо, только на заправке с утра я подобрал три балансировочных груза для колёс. Свинец, дважды по 45 граммов и один раз 40. В пионерском детстве свинец проблемой не был - можно было сравнительно легко найти где-нибудь за гаражами старый аккумулятор, и переплавить его на всякое разное рыбацкое, и не только. Но в наши дни аккумуляторы так просто не валяются, да и дети в массе своей как-то уже утеряли навыки изготовления всяких мелочей из подручных материалов.
А подбирать что-либо на заправке, будь то монеты, купюры или те самые свинцовые грузики - плохая примета. Почему-то всегда в таких случаях возвращался с копа пустым.
Дварф только хмыкнул - мол, ну и ладно, будем приметы ломать. Кто ж знал, что примета сломается в формате "Икота, икота, перейди на Федота"...
.....
Пришли на место, растянули тент. Вот как ещё одна примета: если сразу по приходе ставим стационарный лагерь и устанавливаем тент, дождя не будет. Но если его не поставить, то точно потом вещи сушить придётся. Дварф даже заморочился, натаскал сучьев, и сделал что-то вроде настила под рюкзаки.
С елочкой расправились в четыре руки где-то за час, даже пилу и топор доставать не пришлось. Обломали сучья, свалили их в одну кучу в мой рост. Постояли, подумали. Пожалели, что не сфотографировали елочку "до и после". Решили, несмотря на сырость и болотистую почву, костёр не разводить - очень уж он был бы... ну... пионерским:))
Перекусили немного, собрали приборы... в общем, ёлка разочаровала. Нет, расчищать участки для прозвона на перспективных местах - тема правильная, и не раз приносившая нормальные находки. Но сегодня ёлочка расщедрилась на один кованый гвоздь и ещё кучу разного чермета, опознанию и определению не подлежащего.
.....
Вроде как самое время было перейти ко второй части плана, но тут моя спина высказала свой решительный протест. А именно, прострелила так, что я почти минуту стоял в скрюченной позе. Аж Дварфа напугал.
В общем, напарник решил остаться на урочище. Я же отправился в режим свободного поиска.
Урочище это стояло в верховьях водоносного оврага, когда-то перегороженного насыпью для создания искусственного водоёма. Вода во все времена - это жизнь, а колодцы на Руси начали рыть когда? Правильно, после того, как Иван Грозный Казань взял. До этого - водоёмы, естественные или искусственные, не суть важно. Так вот я и хотел пройтись по противоположному от урочища склону, постепенно расширяя область поиска. Второе урочище при таком подходе найти почти нереально, ну не ставили жильё настолько близко друг к другу. Но случайные потеряшки - почему бы и нет? Тем более, в полукилометре от места проходил имперский тракт, до сих пор отлично читаемый и на спутниковых снимках, и на местности.
.....
Лесопосадки, лесопосадки, лесопосадки. Стройные ряды ёлочек, сводящие шанс на хорошую находку почти что к нулю. Немного металломусора, и, наконец, на спорном, но, несомненно, цветном сигнале вылетает кругляшок. После долгих шаманско-некромантских реанимационных мероприятий удается установить, что при жизни это был рамочник, 20 копеек 1948 года. Серьезная заявка на победу в кофейном споре, но как находка - не впечатлила совершенно.
Накладка медная, тонкая, непонятная. За неимением других версий, записываю в раздел "конина". Иду дальше.
Четкий медный сигнал. Крестик, медный штурвал, скорее всего, самое начало XVIII века. Подъеденный коррозией, истонченный и уставший, но, на удивление, целый. Нет, ну так-то находка приятная, конечно, но что с ней делать? Вообще, не везет мне на штурвалы - за все годы, что копаю, ровно два в достойном сохране. В этом году всё, что находил, ушедшее. Ставлю точку на карте на месте находки. Иду дальше.
Сигнал. Будь я километров на 60-70 севернее, возможно, такой и не стал бы копать. Очень высокий, но слишком "ровный" и "смазанный" звук, без чёткого центра. VDI пропадает, либо зашкаливает в 99. Годограф горизонтальный, размашистый. Обычно так на первом Деусе звучат лежащие близко к поверхности горячие камни каких-либо вулканических пород.
Смущают два момента. Сигнал ну очень сильный - горячий камень должен быть или огромного размера, или лежать вообще на поверхности. Да и для этого леса горячие камни не очень характерны.
Копаю. Яма на штык фискаря, сигнал становится более четким, VDI = 97, годограф "правильный", цветной. Полтора штыка. Екатерининский пятак 1767 года. Вензель в порядке. С орлом непонятно, надо промывать и смотреть (UPD - и орёл жив, мыло в таких случаях чудеса творит). Ставлю точку на карте, сообщаю по рации Дварфу. Напарник радуется, но дежурно интересуется, не переел ли я рыбного супчика.
.....
Выход на базу. Обед. У Дварфа, помимо мелких кованых гвоздей, в хабарнице только крупные кованые гвозди. Определённо, урочище нам отдало ещё не всё, что там есть, но с каждым разом искать и находить всё труднее и труднее.
Обсуждаем, что делать дальше. Моя спина подсказывает, что шурфить я определённо не хочу. Так что выбора особого нет, надо опять в свободный полёт. Дварф ворчит, что когда бы ещё такое было - он выбивает локальную точку, а я иду в разведку. Обычно наоборот. Предлагает прогуляться в сторону имперского тракта - где то там, с его слов, были остатки старого пруда. Пруд не "жилой", придорожный, но случайные потеряшки там должны быть в количестве. Ну, если никто раньше нас к нему не добрался.
.....
Иду в сторону предполагаемого пруда. Ну как в сторону... Сначала в ту. А потом
- тут вроде полянка забавная - по крайней мере, трава низкая, и ветровала с хмызником нет. Вот там тоже комфортно будет ходить... так постепенно незаметно для себя и повернул чуть ли не на девяносто градусов к нужному направлению. И вылез куда-то в сторону, где были штурвал и пятак, только чуть дальше. Между делом собрал горсть лисичек и один белый. На сковороду не хватит, но добавить в сырный суп, с пережаренным лучком и сухариками, и будет вкусно. Тем более жена лесные грибы не сильно любит - сам сварю, сам съем, мне больше достанется:)
Пошел современный металл. Что-то, компактное, но тяжелое, даже с собой прихватил. Цветмета немного накопал - медная проволока, какая-то латунная ерунда, современная, с резьбой, ну и так, по мелочам. Свинец, опять же. Стреляли, кстати, весьма активно. Судя по дальности и направлению, на болоте кабанчиков гоняли.
И вот в этой металломусорке приятный, резкий и звонкий сигнал. Чешуя. Московская денга Василия III. Начинаю выхаживать рядом - мало ли, может, кошелёчек, или еще какая рассыпуха небольшая.
И тут Земляной Дед начал форменно издеваться надо мной. Выдал полный набор, так сказать, от начинающего чешуёлога до матёрого чешуиста: мелкий обломок алюминиевой проволоки, мелкий кусочек чего-то тонкого и медного, пулю от мелкашки, гильзу от неё же, кусочек от водочной пробки. До полноты картины не хватало только дроби - ее я тоже набрал потом, но вот именно здесь её и не оказалось. В общем, Дед резвился как мог, но недоработал чутулю. Не дожал ситуацию, так сказать.
.....
Пошел вроде как в сторону базы. Между делом в посадках выцепил 3 копейки советские, послевоенные. Настолько грустная и уставшая монетка, что даже рассматривать в деталях и фотографировать не стал. Так, снял на общем фото для массовки потом.
А время то уже ближе к вечеру, темнеет постепенно. Я от базы вроде и недалеко, а лес не узнаю, и направление не понимаю. Достал телефон, посмотрел трек по Ветусу, навелся на точку, пошел на нее. Прошел немного, ещё раз "уточнился" - прекрасно... иду куда-то совсем в сторону от базы. Определил направление второй раз, прошел немного, снова уточнился - опять мимо. И так ещё несколько раз. Непонятно, или Ветус тупит, или с gps-сеткой играются. По рации вызвал Дварфа, попросил покричать во весь голос. Лес осенний, к вечеру тихий, без листвы, слышно далеко. По звуку определился, и вышел к базе.
.....
Выйдя, застал Дварфа даже не за шурфом, а за какими-то ритуальными танцами вокруг домовой ямы. Напарник отчаялся найти хоть что-то значимое "цветное", и копал всё подряд.
Время ещё позволяло искать, выходить планировалось всё равно по темноте. Так что начал бродить по урочищу.
Отошел буквально метров на десять от напарника, не больше. Место приметное - сгнивший ствол берёзы на земле, и на него сверху ровно под девяносто градусов ёлка упала. В прошлые выезды тут неоднократно проходил, отмечал, что там что-то сильно и звонко железом отбивает. А тут катушкой махнул больше на автопилоте... Чудеса. Сигнал не высокий, но определённо цветной, тут без вариантов.
Обломок створки энколпиона. Мать-мать-мать - привычно откликнулось эхо. Ну вот как так?! Я несколько раз тут проходил, и ловил этот сигнал как стопроцентно железный! И настройки были такие же, как сегодня. Влажность выше? Земля более сырая? Дед решил с обломками расстаться, презентовав их мне "за волю к победе"?
Подбежал Дварф. Поздравил, порадовался. Прошелся по мотивам "я тут за целый день пустой, а этот пришел, и в нескольких метрах ТАКОЕ взял".
Расширили ямку - вероятность, что обломки створки лежат рядом, достаточно высока. Подняли второй фрагмент.
Начали выхаживать вокруг. Ну и как начали, так и закончили. Темнело уже, а ещё надо собираться. Нет, я сюда ещё приеду, и всю поляну там расшурфлю. Есть хороший, хороший шанс собрать как минимум створку... В прошлый выезд, кстати, нашел оглавие на этой же селухе. Но оглавие явно помоложе, не от этого типа энколпиона, и по материалу отличается.
.....
Собрались, выдвинулись в сторону машины. Нет, Ветус сошел с ума не только у меня. Шли по треку Дварфа, и петляли при этом, вспоминая канонический перевод Стивенсона, как маркитантская шлюпка.
Что случилось, почему так? Может, под какую глушилку попали, какой-нибудь там антитеррор? Не знаю. Паники особой не было, мужики вроде взрослые, вещи теплые есть, запас еды и воды, чтобы до утра спокойно пересидеть, даже избыточен. А там уже, по свету, разобрались бы.
Но нет, вышли в итоге на нужную дорогу.
Дошли до машины, доехали до ближайшего магазина, решили снять стресс честно выигранным мною кофе:
- Извините, я через десять минут закрываюсь, и кофемашину уже выключила. Включать по новой долго и муторно.
Хорошее такое окончание дня. Но я и тут не пустой - выклянчил кофе у супруги напарника, когда завез его домой.
.....
Что сказать по итогам дня... Дед как-то очень сурово отнёсся к напарнику. А вот надо мной хоть и шутил вовсю, но хабара дал неплохого, что уж там.
Так что мы на это место вернёмся. И, если увижу перед этим с утра на заправке что-нибудь, что можно хоть сколько-то осмысленно подобрать - подберу ведь.
Приметы надо ломать правильно!:)