Найти тему

Оппозитные моторы

Оппозитный мотор... как много в этом слове, для сердца русского слилось...

В этом материале мы расскажем своё мнение об этом типе силовых установок, попробуем рассмотреть их плюсы и минусы, а так же дадим пару советов относительно выбора автомобиля с таким специфическим силовым агрегатом.

Для начала разберемся что же такое оппозитный двигатель и в чем его отличие от более привычных компоновок (рядных и v-образных). В оппозитном моторе цилиндры располагаются под 180° друг другу, в отличие от рядных и v образных моторов.

 Сначала о тех положительных моментах, которые свойственны горизонтально-оппозитным моторам. Конструкция двигателя представляет собой два полублока с двумя цилиндрами (или тремя в случае 6 цилиндрового мотора) в каждом, где расположенные под углом 180° поршни перемещаются в горизонтальной плоскости. При этом два соседних поршня всегда находятся в одинаковом положении относительно головки блока. Такое решение позволяет минимизировать вибрации, а значит, отказаться от дополнительных балансиров. 

Наиболее массивная часть такого двигателя расположена максимально низко, чем и обусловлен оптимальный центр тяжести. А это и устойчивость автомобиля при движении, и хорошая управляемость. Отдельно стоит сказать о пассивной безопасности — конструкция подрамника способствует тому, что в случае лобового столкновения вектор смещения «плиты» двигателя направлен под автомобиль. И это я могу подтвердить личным опытом попаданием в серьезное лобовое дтп на старом "субарике". Удар был такой силы что мотор раскололо блок, коробку и даже ЗАДНИЙ редуктор был убит карданным валом, как стенобитным орудием. Но вся эта подкапотная история не оказалась в салоне. За что спасибо инженерам.

Но если "боксеры" такие классные, почему их не устанавливают повсеместно. Во первых такие моторы изначально дороги в производстве, процесс соединения двух половинок блока должен быть очень точным, отклонения даже на доли градуса, рискуют обернуться наклоном коленчатого вала, а значит и потери той самой сбалансированности. Во вторых эти моторы требуют квалифицированного и зачастую недешевого обслуживания, они требовательны к качеству смазки и своевременным заменам масла. Покупая машину на таком моторе, надо понимать что сэкономить на обслуживании мотора не получиться. В то же время современные оппозитные двигатели с уже излеченными, заводами производителями, детскими болячками, не сильно менее ресурсные чем их "классические" коллеги. Про стуки в четвертом цилиндре и прочие шутки говорить долго не будем, на большинстве моторов эта проблема уже решена, ведь как я уже сказал, заводы производители тоже не стоят на месте и всячески модифицируют свои моторы.

Из опыта одного из моих подборов могу рассказать как я своими глазами видел родное атмо сердце ej22 на субару легаси 1999 года выпуска с пробегом в 450 000+ на приборной панели, и хоть кузов этого самурая уже был не так хорош как в девяносто девятом, мотор шептал и отлично ехал для атмо 2.2 на древнем автомате. Наверняка конечно были ремонты силового агрегата, но блок родной и вполне еще живой по компрессии, давлению масла и другим косвенным признакам. Да и других историй про живучесть атмо ежиков немало, что конечно не дает им право оказаться в пантеоне "надежнейших моторов миллиоников", но и вопли гаражных мастеров о сложности обслуживания и невозможности ремонта вполне себе перекрывает. Впринципе атмо субари от 1.5 литровых гц до 3.6 трибек не раз на моем опыте доказывали, что в грамотных руках платят своим хозяевам годами бесперебойной работы.

Теперь немного поговорим о турбо ежиках. И тут наверное концентрация мифов и легенд зашкаливает, о турбо моторах можно написать отдельный материал, но в двух словах стоит признать что большая загруженность всей конструкции, усугубляет болячки. А уж любовь дунуть в стоковый мотор с разборки 2кг буста, после чего на сохраненные с обедов деньги заправится дай бог 95 бензином, и поездить в отсечке по району в стиле: я у мамы Колин Макрей, делает некоторые из них фатальными (хотя чего уж греха таить все мы такими были). Если сказать коротко: оставленные в стоке, хорошо обслуживаемые и относительно бережно эксплуатируемые силовые агрегаты ходят, хоть и поменьше своих атмо братьев, но все еще в пределах турбо моторов других производителей. А вот то что касается доработок, здесь я бы хотел написать отдельный материал, где поделюсь своим опытом и опытом своего окружения относительно турбовых ежей их доработки и их эксплуатации.

А ради чего собственно все эти оппозитные страдания? Ради отличной гибкости силового агрегата, ради низкого центра тяжести, плавности набора и сброса оборотов и превосходной рулежки.

По моему личному мнению вся эта аура не надежности, сложности и.т.д. окутывает боксеров потому что, цена тех же заряженных субарей не высока и многие молодые ребята как и я, в свое время, садились на это в погоне за 6ти секундами до ста и полным приводом за минимальные деньги. До этого имея лишь опыт содержания дай бог если какой нибудь простенькой иномарки, а то и вообще бессмертной классики. И конечно у машины не один такой владелец подряд, и у кого то это рано или поздно это рассыпается в руках окончательно. Не слышим же мы из каждого утюга о том какие оппозиты порше не надёжные и.т.д. Просто люди на них отжигающие в большинстве своем имеют деньги на хороший сервис, вот и все.

Допустим вы решились приобрести автомобиль с боксером под капотом. Будем рассматривать на примере самых распространенных субаровских моторов серии EJ, EZ и более современные FA и FB. Последние два мотора свежее и оснащены цепным грм, что является безусловным плюсом, и если есть финансовая возможность рассматривать к покупке именно цепные агрегаты, то они конечно будут сильно надёжнее. В остальном общие моменты на которые стоит обратить внимание остаются теми же. 

EJ это самый распространенный тип моторов на вторичном рынке, в основном это 2л ej20 и 2.5 л EJ25 и все возможные модификации (фазные не фазные, турбовые и атмо варианты), оба агрегата являются 4 цилиндровыми классическими оппозитами и обладают ременным грм. Начнем с буквально первых шагов после рукопожатия с продавцом. Первое и самое важное чтобы мотор запустили при вас на холодную, если автомобиль к вашему приезду уже прогрет, это плохой знак. Поскольку начальные симптомы оппозитных болезней слышны на холодную. Запустили мотор на холодную и внимательно слушаем, никаких посторонних звуков быть не должно, мотор должен работать без каких либо вибраций (мы же помним что это с завода очень сбалансированная конструкция).

Далее смотрим на прокладки голов, там не должно быть запотевания и уж тем более подтёков масла. Снимаем с разрешения продавца защитные крышки грм и внимательно смотрим на все сальники и прокладки, течи и запотевания так же являются плохим знаком. Смотрим состояние ремня грм. Смотрим состояние масла и проверяем масло заливную горловину. Таким беглым осмотром мы уже отмели для себя замену грм около 50к рублей и прокладок голов. После чего можно поговорить с продавцом. Такому двигателю нужен "хозяин" и человек должен сказать что, когда, на что менял. Раз в сколько пробега, если заявлено о сборе нового мотора или его недавнем ремонте, требуйте доказательств. Если это турбовый мотор wrx или sti, хороший владелец всегда знает что у него за конфигурация (какой блок, какие валы, какая турбина, какая прошивка) в противном случае это либо перекуп либо человек который поубивал эту машину годик и решил слить, а оппозитный двигатель такого халатного отношения к себе не терпит. И если у вас остались сомнения, езжайте с продавцом в хороший сервис (желательно не по рекомендации продавца) и просите специалиста осмотреть машину и двигатель в частности. Наша команда разбирается в подобных моторах и готовы как разово компетентно осмотреть машину, так и найти интересующий вас авто под ключ. 

Естественно это лишь общие рекомендации и рассмотрено далеко не все, но задача этого материала ознакомить и возможно развеять некоторые сомнения.

От себя добавлю, будучи владельцем турбового ежика, что машина с таким мотором при условии его хорошего состояния и своевременного грамотного обслуживания, будет вашим верным другом и подарит уйму эмоций от вождения. Но подходить к выбору и обслуживания надо ответственно. Катайтесь на хороших и веселых авто, жизнь слишком коротка чтобы провести ее за рулем соляриса)

Обращайтесь к нам по всем вопросам, мы беремся за подбор любой сложности. И мы непременно найдем вам вашего боксера)