Найти тему
13,6K подписчиков

Целенаправленно ничему не учить ребенка до школы, мудро или опрометчиво?

671 прочитал

Пришел достаточно интересный вопрос. Звучал он так: "Нейропсихолог рекомендовал не обучать ребенка чтению раньше пяти лет, а что Вы об этом думаете"?

Ответ на данную тему начну издалека. Как-то раз мы с сыном по своему обыкновению лежали в детской педиатрии. На соседнюю койку к нам положили мамочку с дочкой Женщине было немного за тридцать, и она была весьма креативной, тело покрывали татуировки, а волосы были заплетены в дреды- такие висячие колбаски, напоминающие старую, скатавшуюся от времени и грязи пряжу. Нет, мамочка была вполне адекватная и совсем не неопрятная, а более чем ухоженная, просто человеком она оказалась творческим. Всю жизнь проработала в театре, и считала свободу самовыражения одним из важных жизненных факторов, определяющих становление человека.

Она искренне восторгалась умению директора театра снять с окна штору и соорудить из нее пресловутый вариант костюма для выступления за каких-нибудь пять минут, и наряд получался действительно изумительный, и подходил он как нельзя лучше. Еще одной интересной чертой этой мамы был полный и тотальный отказ от подготовки к школе собственного ребенка. Девочке было семь лет, и вот-вот она должна была отправиться в первый класс, но мама специально не обучала ее ни одной научной премудрости, она не знала буквы и не умела читать и считать, но это не мешало ей прекрасно разговаривать, слушать прочитанные мамой сказки, и увлекаться живописью.

"Обучение убивает творчество,"-честно заявляла ее мама, стремясь развить в своей дочке именно этот креативный потенциал.

Давайте рассмотрим позицию данной женщины с научной точки зрения, и определимся кому и насколько она допустима.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Помните, совсем недавно я писала Вам о видах логического мышления и как они возникают. Повторю несколько сжато, но более четко, так как это важно в рамках нашего обсуждения. Первым возникает действенное мышления, способность обрабатывать информацию отталкиваясь от результата собственных действий. Размазал краску по стене-получил логическую связь краска-мазать-интересные каракули. Надел правильно колечки на пирамидку- логическая связь последовательности попасть палочкой в колечко. Взял ложку и донес до рта, тоже действенное мышление и действенная связь. Но одних действенных связей мало, вслед за ними для полного и горничного развития должно подключиться сначала образное мышление, а потом словесно-логическое. Как думаете есть у этой семилетней девочки оба этих мыслительных типа?

Да, однозначно они есть. Образное мышление у этого ребенка подключилось в раннем детстве, мама активно поощряла и развивала ее творческие способности, отдав ее еще малышкой в художественную школу. А словесно логическое мышление характеризуется в понимании слышимой речи, в возможности общаться словами, и передавать ими свои чувства. Вроде бы создан полный баланс сил и все отлично, но вот он школьный возраст и время требует введения математических формул, цифр и задач. Что происходит с мозгом, когда он получает и осваивает альтернативные источники наполнения? Он забирает свой ресурс из других сфер и направляет его в развитие абстрактно-логической области левого полушария. Мышление из образного-ощущаемого, становится мысленным -словесным, знаковым, текстовым. Многие думают, что в голове у нас звучит речь, но это не так, мышление состоит из обрывков слов и ощущений, зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных, вестибулярных. Представьте, что в это уравновешенное сообщество добавляется знаковый текст, и вот девочка запоминает положение примера на странице, расстановку запятых в книге, последовательность букв в слове. Теперь обрывками этой информации наполняется ее мозг. Да развитие однозначно идет, и оно на пользу ребенку, но развивается в данном случае именно логическое-левое полушарие, а вот творческое правое постепенно начинает утрачивать свой ресурс. С этой точки зрения позиция данной мамы вполне уместна и имеет полное право на существование.

Теперь разберем иную ситуацию. Перед нами не здоровый ребенок. Есть у него нарушения в зрительном восприятии, да и слышимую речь он понимает с трудом. Первый этап действенного мышления он прошел хорошо, соску до рта донес, да и с ложкой разобрался. На этом он тихо застрял. Следующий этап развития здорового ребенка сенсорный-образный, но образы у данного малыша складываются неправильно и неполно, так как нарушено у него сенсорное восприятие. Эти же нарушения тянут за собой и готовность ребенка на переход к новому уровню-словесно логическому, с трудом он воспринимает речь на слух, не может уцепиться за те ориентиры, что доступны здоровым детям. По идее в этот светлый детский период у него должно развиваться правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональность речи, ее окраску, творческий потенциал, но оно не развивается, и тихо буксует, таща всю систему на дно. А теперь давайте попробуем наполнить такого ребенка альтернативно, через левое полушарие. Мы обучили малыша с нарушением слышимого восприятия чтению, дали ему основы логики и счета, помогли разобраться и упорядочить тот хаус, в котором он не может найти ориентиры. Картина встала на место, перед нами ребенок с логическим складом ума. Да, ему с трудом даются творческие способности, вряд ли он станет художником или модельером, писателем тонко чувствующем мотивы чужих поступков, но для жизни ему вполне будет достаточно и математики с физикой, он научился искать красоту формул и знаков, и глядя на нерешенное уравнение мысленно представляет недостающую запись. Конечно, правое, творческое полушарие не удалось развить так, как это сделал первый ребенок, но левое логическое дополнило и вытянуло всю систему, дав возможность данному малышу развиваться и жить полноценной жизнью.

Родители здоровых детей не имеют ограничений и могут выбирать маршрут развития способностей своих малышей. У родителей детей с нарушениями такой привилегии нет. Нарушения восприятия могут полностью утянуть всю систему на дно, если не бросить им спасательный круг на веревке и не наполнить мозг альтернативными источниками коммуникации и развития.

А какого мнения в данном вопросе придерживаетесь Вы? Сталкивались ли Вы с целенаправленным развитием творческих способностей у детей за счет задержки абстрактно-логического обучения, и что думаете по этому поводу?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.