Найти в Дзене
Укротитель контента

9 маркеров заказчика, с которым лучше не связываться копирайтеру

Есть заказчики, с которыми приятно сотрудничать. Они стабильно снабжают работой, заранее присылают ТЗ, вовремя платят и не торгуются за каждый лишний рубль. Но есть и такие клиенты, от которых стоит бежать. Главные маркеры плохого заказчика собрала в статье. Маркер 1. Не рассказывает о своем бизнесе Первое, что я делаю, когда ко мне обращается заказчик, это прошу рассказать его о проекте. Это дает возможность узнать, какие товары и услуги мне предстоит продвигать в своих постах и статьях. Если клиент отшучивается и отвечает шаблонными фразами, не дает ссылки на сайт и соцсети, для меня это повод задуматься — начинать ли с ним работу. Ведь если сам владелец бизнеса не горит своим делом и не может его хотя бы в паре слов презентовать, как это за него может сделать копирайтер? Маркер 2. Не отвечает на ваши вопросы Просите рассказать, когда была основана компания, а от вас отмахиваются? Хотите больше узнать о производстве, но вам дают стандартные ответы, похожие на отписки? Более того, с в
Оглавление

Есть заказчики, с которыми приятно сотрудничать. Они стабильно снабжают работой, заранее присылают ТЗ, вовремя платят и не торгуются за каждый лишний рубль. Но есть и такие клиенты, от которых стоит бежать. Главные маркеры плохого заказчика собрала в статье.

Бывают клиенты, с которыми лучше не связываться
Бывают клиенты, с которыми лучше не связываться

Маркер 1. Не рассказывает о своем бизнесе

Первое, что я делаю, когда ко мне обращается заказчик, это прошу рассказать его о проекте. Это дает возможность узнать, какие товары и услуги мне предстоит продвигать в своих постах и статьях. Если клиент отшучивается и отвечает шаблонными фразами, не дает ссылки на сайт и соцсети, для меня это повод задуматься — начинать ли с ним работу. Ведь если сам владелец бизнеса не горит своим делом и не может его хотя бы в паре слов презентовать, как это за него может сделать копирайтер?

Маркер 2. Не отвечает на ваши вопросы

Просите рассказать, когда была основана компания, а от вас отмахиваются? Хотите больше узнать о производстве, но вам дают стандартные ответы, похожие на отписки? Более того, с вами вообще предпочитают выходить на связь, только когда поднимается вопрос оплаты? Все это явные признаки того, что работать с клиентом будет сложно. А ваши тексты будут лишены точных данных и цифр. Нужно ли вместо фактов лить воду — решать вам. Но я за такие заказы не берусь.

Маркер 3. Не дает четкого ТЗ

«Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что» — это не только про сказки, но иногда и про ТЗ. С такими проектами можно работать, если клиент сразу говорит, что хочет вести блог, но не знает про что. Ему нужен контент для соцсетей, но составлять контент-план он не умеет. Но при таком раскладе вы можете претендовать на другие суммы, так как выступаете не копирайтером, а менеджером проекта. Нет четкого ТЗ, но есть требование провести SEO-анализ и составить контент-план по цене статьи? Такое предложение уже не выглядит столь заманчиво, согласитесь.

Если при получении ТЗ вы чувствуете себя персонажем сказки, лучше отказаться от заказа
Если при получении ТЗ вы чувствуете себя персонажем сказки, лучше отказаться от заказа

Маркер 4. Его дедлайны всегда горят

Не было ни одного случая, чтобы клиент пришел за статьей вовремя? Каждый раз его появление с задачей выглядит так, как будто начался пожар и необходимо бросать все дела и писать статью ночью? Это элементарное неуважение к вашему времени. Как разовую акцию задачу со срочным дедлайном рассмотреть можно. Но на постоянной основе вы больше переплатите за успокоительное и кофе.

Маркер 5. Требует скидку за объем

Предложение, на которое часто ведутся новички. Если заказчик обещает обеспечить вас работой на все время и взамен требует у вас скидку (нередко довольно большую), подумайте — удобно ли вам работать на таких условиях? Вам по сути придется писать две статьи по цене одной просто потому, что вам дали больше задач. Но будете ли вы быстрее писать эти две статьи? Вряд ли. Такая вот простая математика.

Заказчик-жмот выжмет из вас максимум по цене ниже рынка
Заказчик-жмот выжмет из вас максимум по цене ниже рынка

Маркер 6. По ходу работы дает неоплачиваемые задачи

Вы договорились, что будете за N рублей в месяц писать 5 статей для блога, а по ходу дела оказывается, что вы должны заодно вести VK, разбирать отзывы на маркетплейсах и собирать статистику? Такие задачи должны обсуждаться отдельно, а давать их в нагрузку без дополнительной оплаты — наглость. Если видите, что выполняете работу целого отдела, снимайте такого заказчика с шеи.

Маркер 7. Требует вашего присутствия в офисе

В моей жизни был случай, когда заказчик хотел, чтобы я ежедневно приезжала к нему в офис. Оплата фултайм его не устраивала. А требования ко мне выставлялись как к сотруднику компании. Когда я не смогла застраховать себя от таких издержек договором, то расторгла его в одностороннем порядке. При этом я не против ездить в офис и на производство клиента, если это необходимо для обсуждения работы и получения фактов для материалов. Но все эти действия должны быть включены в смету проекта.

Маркер 8. Вносит правки всей компанией

В идеале текст должен править один человек. Если даже его проверяют несколько сотрудников, правки должны быть согласованы. Иначе вам придется несколько раз переписывать текст в угоду каждого. Со вкусовщиной вообще сложно спорить, а уж когда нужно учесть предпочтения 10–15 людей — тем более. Кстати от лишних правок вы можете защитить себя, если заранее укажете, что 2–3 итерации делаете бесплатно, все что сверху — оплачивается по дополнительному тарифу.

Если пишет один человек, а правят 10, работать будет сложно
Если пишет один человек, а правят 10, работать будет сложно

Маркер 9. Не платит вовремя

С момента сдачи текста прошли две недели, а вы боитесь напомнить о себе, чтобы не быть навязчивым? Не стесняйтесь требовать деньги, ведь вы работаете не за идею. Вам тоже нужно кормить семью и оплачивать ЖКХ. Иногда бывает так, что владелец бизнеса просто закрутился и забыл. Это не смертельно. А вот если на ваши напоминания вы слышите гнетущую тишину, сообщений от заказчика нет, как и денег на карте — это повод рассказать о нем в отзывах и включить его в перечень клиентов, которых стоит занести в черный список. Потому что если он не заплатил однажды вам, то обязательно поступит аналогично с другими исполнителями.

Эта статья вышла обзорная, но я обязательно разберу некоторые темы отдельно подробнее. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!