Огорчим покупателей подержанных машин: способов скрутить пробег - много, умельцев и фирм - достаточно. Но определить насколько изменён - можно, хотя стопроцентной гарантии никто не даст.
ЛЕГКО И ЗАКОННО Одометр современного автомобиля, который фиксирует количество пройденных километров с момента начала эксплуатации — электронный прибор. Как и любой другой, его можно взломать.
Причиной «скручивания» может быть не только продажа. В некоторых моделях бортовой компьютер требует посещения станции технического обслуживания после определенного километража. Если средств на СТО нет, некоторым проще обмануть бортовой компьютер, подправив данные одометра. Бывает и другая необходимость изменить цифры, не связанная с продажей авто. В одних моделях авто данные одометра изменяют только после снятия приборной панели. Нужно разбирать электронные блоки и подключать специальный прибор — программатор. В других моделях не требуется даже снимать приборную панель, достаточно подключить к диагностическому разъему компьютер и отмотать цифры спидометра. Процедура занимает несколько минут. Чаще скручивают премиальные машины. Списанные 100 000 км при продаже дают выигрыш до 500 000 ₽. Не всякий продавец устоит, и пробег «87 000 км» на самом деле означает «187» или даже «287». Причем проверка сканером ЕЛМ-327 через диагностический разъем OBD-2 может не дать результата. Лучше оценивать пробег по косвенным признакам и отметках о ТО в сервисных книжках. ОТ ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ По запросу «изменить пробег автомобиля» поисковые системы выдают миллионы ответов, услуга популярная. Стоимость — от тысячи рублей и зависит от класса машины, количестве километров, которые скручивают. Опасений эта деятельность ни у кого не вызывает, законодательно работа с одометром никак не регулируется, так как машина — частная собственность владельца и он может делать с ней то, что считает нужным. Для примера: в среднем каждая машина по статистике проезжает 20-40 тысяч км в год. Это справедливо для крупных городов. Тогда пятилетнее авто «намотает» не менее 100 тысяч, восьмилетнее - не менее 150 000. Если пробег значительно меньше, то вам повезло или его скрутили.
КАКИЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Стопроцентно определить вмешательство в электронный спидометр без специального оборудования невозможно. Но есть ряд косвенных признаков. Для начала оцените состояние салона: потертости подлокотников, сидений, ручек дверей, рукоятки переключения скоростей, кнопок приборной панели. Кожаные сидения могут иметь разрывы или дырки при пробеге от 200 000 километров.
При малых показания одометра накладки на педалях газа и тормоза не могут быть изношены до металла. Заметный износ накладок педалей бывает только после 80-100 тысяч км. Если накладки изношены, а пробег тысяч пятьдесят — очевидно скручивание. Хотя для «перекупов» это не проблема - и вышеперечисленные признаки устраняются за счет дешевых чехлов на сиденья, оплеток на руль, накладок на педали или замены старых деталей на новые. Корректировки одометра можно определить по сильному износу тормозных дисков. Они служат 60-80 тысяч километров, если видите новые тормозные диски, а на одометре меньше 40 000 километров — это должно насторожить. Также, что автомобиль ездил много, свидетельствуют стекла фар (они замутнены), небольшие сколы на капоте и хромированных деталях. Состояние агрегатов и узлов под капотом — тоже показатель.
Ремень ГРМ меняют не позже сто тысяч км. Если ремень новый — на одометре должно быть не меньше ста тысяч км.
Часто при техническом обслуживании мастера забывают снимать с двигателя бирки о замене масла, там записаны последние данные. Можно посмотреть данные в сервисной книжке (последнее техобслуживание). Если с момента последнего ТО показатели одометра не увеличились или изменились в меньшую сторону — всё ясно.
Все признаки проверки косвенные, по одному или нескольким нельзя обвинять продавца, что пробег изменён. А вот серьезный набор косвенных признаков станет поводом предъявить претензию или как минимум задать вопрос о корректности данных.