Если спросить представителей поколения 70-80-х гг., чем памятны для них советские диафильмы, то наверняка большинство вспомнит что-нибудь про натянутую на стене белую простыню, стрекотание фильмоскопа, характерный запах нагретой пленки и родительская озвучка того, чему посвящен демонстрируемый диафильм.
Домашний кинотеатр и школьное образование
Не секрет, что в советское время мультфильмы по телевидению показывали нечасто. Во всяком случае, не в том количестве, в каком их хотел бы видеть любой среднестатистический ребенок. Поэтому диафильмы с сюжетами из мультиков или любимых детских книг были своеобразной заменой этому досадному пробелу в телепрограмме.
Возможно, кто-нибудь, обладающий хорошей памятью, дополнительно припомнит, что помимо «видеотеки» для домашнего просмотра диафильмы могли выступать и в роли обучающего материала. Не было в школе урока более желанного, чем тот, на котором учебники убирались обратно в сумки, окна задергивались плотными шторами, и тема урока преподносилась в виде просмотра соответствующего диафильма.
Как правило, этому действу предшествовал еще и «конкурсный отбор», когда из кучи желающих попробовать себя в роли киномеханика, учитель отбирал одного счастливчика, доверяя ему управлять фильмоскопом. Собственно, там и управлять-то особо было нечем, но процесс заправки пленки и прокручивания кадра за кадром все-таки добавлял немного веса к авторитету «механика».
Эволюция советских диафильмов
Однако далеко не всегда диафильмы играли роль «заменителей» мультфильмов и вспомогательного средства в изучении школьной программы. Нужно отметить, что диафильмы появились намного раньше кинематографа, и уже во второй половине XIX столетия пользовались огромной популярностью. В то время они массово демонстрировались с помощью «волшебных фонарей» — предков советских фильмоскопов, и чаще всего играли просветительскую роль (развлекательную намного реже).
В 1930 году в столице была создана студия «Диафильм», задачей которой являлось производство лент пропагандисткой и агитационной направленности. Если для кинофильмов требовалось и сложное оборудование, и немалые затраты, то диафильмы в этом плане были намного удобнее, а вот по производимому эффекту почти не уступали кинолентам.
Неудивительно, что в скором времени производство диафильмов сместилось с агитационной деятельности на образовательно-просветительскую. И если сначала их использовали для лекционной работы со взрослой аудиторией, то чуть позже появились и диафильмы, рассчитанные на детей.
В 50-е годы начался расцвет художественного направления в производстве диафильмов: черно-белые ленты постепенно заменялись цветными, появилось звуковое сопровождение на специальных пластинках, и помимо общественно-политических и научно-популярных лент стали массово издаваться диафильмы со сказками и по мотивам произведений советских и зарубежных писателей.
Реклама — двигатель торговли
Еще одно очень интересное применение диафильмам было реализовано в советской торговле. О том, что ее двигателем является реклама, было известно давно, и поэтому не упускалась ни одна возможность рассказать о магазинных новинках, особенностях того или иного вида товара или услуг. В ход шли буклеты, каталоги, листовки, оповещения по радио, и, конечно же, диафильмы.
Диафильмы с рекламными материалами применялись на различных тематических выставках — как местного, так и союзного, и даже международного масштаба; демонстрировались в витринах некоторых крупных магазинов, которые могли себе позволить размещение специального экрана. Иногда фильмоскопы устанавливали прямо в торговых залах, а в 50-е годы показом диафильмов занимались даже некоторые киоски по продаже билетов — это делалось для популяризации некоторых театральных постановок.
Самодельные диафильмы
Несмотря на то, что уже в начале 60-х гг. студия «Диафильм» выпускала более 400 разноплановых лент в год, все равно находилось немало желающих создать собственный диафильм. Технические журналы для молодежи постоянно публиковали подобные запросы от читателей, вкратце рассказывая о производстве самодельных диафильмов.
Огромным подспорьем в этом деле была книга, за которой «гонялись» все любители-самоделкины — изданная в 1956 году «Техника экранизации учебного процесса» в числе прочих материалов делилась знаниями о создании любительских диафильмов с помощью фотоаппаратов типа «Киев», «Зенит» или «ФЭД».
**********************************************************************
Еще краткие заметки о жизни и быте в СССР:
ВКонтакте
************************************************************************
То время, когда щипцы для волос нагревали на специальном приборе