Сразу скажу в свою защиту – даже беглое знакомство с трудами Альберта Эйнштейна поражают разнообразием, широтой и глубиной проработки материала. Спорить можно о многом, но трудолюбия у человека было очень много. Весь объем его наработок у меня в голове не поместится, это точно.
Но есть масса нюансов, которые могут привлечь Ваше внимание без знаний тензорного исчисления или ковариантных преобразований. Один из таких нюансов и рассмотрим.
Этот персонаж встречается во многих работах и называется он слегка по-разному: сторонний наблюдатель; наблюдатель, находящийся в покое; наблюдатель из неподвижной системы координат…
Разберем покой этого наблюдателя. Он всегда находится строго под определенным углом к наблюдаемому объекту, то есть движется параллельно с той же скоростью и даже ускорением, но всегда точно знает (в отличии от объекта), где находится его отправная точка - начало его координат. И время он знает абсолютное. При этом его координаты в самом строгом порядке неподвижны, а время идеально точное! Да будь у нас такие наблюдатели, мы бы еще во времена Птолемея построили правильные модели и Солнечной системы, и атома, и скорость света бы измерили.
Но вернемся к наблюдателю Эйнштейна. Он может видеть фотоны сбоку. Вот посмотрит и скажет: этот фотон летит сверху справа, а этот слева. Представляете? И делает это, наблюдая фотоны на движущемся с околосветовой скоростью космическом корабле, оставаясь строго справа (или слева) от корабля, но при этом не теряя связи со своей точкой отсчета. Да еще и точное мировое время знает, когда какой фотон от какого зеркала отразился. А мы мучаемся, вокруг Земли круги нарезаем, нелинейно, не инерционно и время у нас должно то отставать, то спешить.
Мне предложили версию «реального бокового наблюдения» лучей света. Свет излучать короткими вспышками, достаточно широким пучком, а не лазерной указкой, и в определенных точках предполагаемой трассы света повесить теннисные мячики, чтобы сбоку видеть освещенность этих мячиков. Корабль движется, мячики поочередно освещаются… Вот только придется на всем пути корабля сбоку фотопленку растянуть, чтоб фиксировать вспышки, или очень много наблюдателей расставить, чтоб эти смазанные полосы света распознавать. А в специальной теории – мысленный эксперимент, там все можно.
Многие части трудов начинаются словами «Предположим, что…». Затем идут очень сложные математические выкладки, сделанные на основе предположения, они, конечно, дают правильный результат. И вывод «Этот факт доказан». Мой пример: «Предположим, что у меня есть миллион долларов. Если я потрачу 10 процентов, у меня останется 900 000 долларов. Математика верна? Значит у меня есть миллион!»
Сейчас готовится статья с разбором траектории движения света в движущемся объекте, видимо космическом корабле, с зеркалами и регистраторами. Признаюсь, при очень беглом просмотре 4-х томного советского перевода трудов Эйнштейна, найти этот пример не удалось, возможно более поздние релятивисты его составили. Но очень хочется сравнить, как будет двигаться свет в вакууме и свет в инерциальной системе координат, о которой свет ничего не знает. И там тоже будет наблюдатель со стороны, которому все видно.
Одно у этого наблюдателя плохо – он видит то, что написал для него Альберт Эйнштейн. И в моих мысленных экспериментах он увидит только мои мысли. А хотелось бы, чтобы мы действительно получили возможность наблюдать реальные явления, а не постулаты, в которые невозможно поверить и тем более невозможно проверить.
Спасибо, что дочитали до конца.