Фактически «Чувашский республиканский крематорий» в Чебоксарах строится по принципу сетевого маркетинга. Небольшая группа иногородних молодых инвесторов, подвизающихся на микро-займах, анонсировала аналогичные проекты сразу в десяти регионах страны. Везде созданы ООО-шки со схожими названиями и уставным капиталом от 10 000 рублей. Правда, в других городах практическое воплощение смелых замыслов ведется ни шатко, ни валко. А вот в столице Чувашии всерьез взялись за инвестиции, оцененные в 185 млн.
Правительство республики признало крематорий приоритетным инвестиционным проектом, что повлекло за собой государственные нефинансовые меры поддержки. Сие вылилось в предоставлении земельного участка без аукциона. Проект успешно прошел экспертизу. И тут народ перестал безмолвствовать, люди осознали, что этот объект без внятного обоснования грозит их благополучию.
Откликаясь на протесты граждан, в Чувашию приезжала федеральный эксперт ОНФ Светлана Калинина. И среди прочего, она задалась судьбоносным вопросом – как вообще могли здесь разрешить строительство, если земля под крематорием еще не переведена в разряд специального использования?
А далее начинается настоящий детектив. Его суть изложена в заявлении директора ООО «Государева гора», направленном в прокуратуру республики с просьбой предпринять меры прокурорского реагирования по отношению к вице-премьеру – министру экономразвития региона Дмитрию Краснову.
Заявитель проанализировал протокол заседания Совета по инвестиционной политике, возглавляемого Красновым, где принималось решение по крематорию. И там обнаружил явные нестыковки.
В документе поименно указано, что на заседании присутствовали 9 его членов из 18, то есть кворум по минимуму. При этом якобы среди докладчиков была заместитель сити-менеджера Чебоксар Инна Антонова. Среди непосредственных участников с правом решающего голоса значится министр здравоохранения Владимир Степанов, но он официально в тот момент находился в отпуске. Так получается, что никто из членов совета не получал повестки дня и сопроводительных материалов. А сам факт проведения заседания выглядит сомнительным – в недельном оргплане правительственных мероприятий обнаружить его не удалось.
Складывается впечатление, что данный Совет по инвестиционной политике создан для формальности, заседания даже не проводятся, а члены Совета вообще не в курсе, что предоставляют земельные участки фактически «даром».
Заявитель полагает, что Краснов умышленно внес в протокол ложные сведения. Министр сам направлял документы по крематорию в совет, который возглавляет. А своя рука – владыка. В результате председатель правительства Олег Николаев был введен в заблуждение и подписал распоряжение о преференциях ООО «Чувашский республиканский крематорий». Возможно, так оно и было.
Однако прокурор отдела республиканской прокуратуры Нина Егорова, получив данное обращение, моментально перенаправила его в следственный комитет. Такую позицию можно трактовать следующим образом: раз мы ранее не нашли нарушений в предоставлении земельного участка под строительство крематория, то найдя сейчас нарушения, предстанем перед новым прокурором республики не лучшим образом. А раз дело в суде, то и суд в одном лице должен быть и прокурором и следователем и главой администрации. Жители видят пассивное поведение сотрудников прокуратуры Чувашии. И у них остается надежда на ведомство Бастрыкина.
Однако при этом не мешает понять – какой тогда бес попутал сити-менеджера Чебоксар Дениса Спирина? Ведь в феврале 2022 года администрация столицы Чувашии объявляла аукцион на аренду земли на 49 лет для строительства крематория. Причем, условия обговаривались достаточно жесткие – более миллиона в год арендной платы. В торгах вознамерились участвовать две местные коммерческие структуры.
И тут как из-под земли появилось ООО «Чувашский республиканский крематорий» с предложением признать свой проект приоритетным. Иными словами, отдать ему землю без торгов по символическому тарифу арендной платы менее чем 1,5 тыс. в месяц. По идее сити-менеджер должен возмутиться, возразить намерениям правительства, а он внезапно становится ярым сторонником варягов.
«Стерильный, чистый, напоминает медцентр. Это самый экологичный способ захоронения. Для таких объектов предусмотрено создание санитарной зоны. В нашем случае – нет. Ориентировочно 500 метров», – расхваливал свой объект директор крематория Александр Хруцкий.
А наблюдатели полагают, что он выдал желаемое за действительное. Во-первых, о первоначально заявленном чешском оборудовании речи быть не может, санкции есть санкции. Придется закупать китайское, а это несколько иное качество. Во-вторых, санитарная зона в 500 метров допускается для крематориев с одной печью. Однако таковые изначально не являются рентабельными, бизнесу с ними делать нечего.
Поэтому заверения о том, что в Чебоксарах эксплуатироваться будет одна печь, а вторая запроектирована лишь в качестве резервной выглядят уловкой. А две печи – это уже защитная зона в тысячу метров.
Как уже сообщала «Правда ПФО», проект крематория получил положительное заключение негосударственной экспертизы в лице ООО «Национальная экспертная палата». Оппоненты с ним не согласились и обратились в ООО «Эксперт-оценка», который встал на диаметрально противоположную позицию.
Эксперт пришел к выводу, что представленный проект является экономически необоснованным, выполненные расчеты следует признать недостоверными. Причем, между документами, представленными Минэкономразвития Чувашии, имеются явные несоответствия. Так, изначально проект подготовлен на одну кремационную печь, однако в Комплексном заключении по инвестиционному проекту «Организация крематорий в городе Чебоксары» от 05 марта 2022 года указано, что планируется установка двух кремационных линий, работающих на газу.
Отмечаются и другие грубые недочеты. В частности, отсутствуют расчеты рассеивания загрязняющих веществ, состав помещений крематория не соответствует нормативным требованиям, сделан неправильный вывод, что не требуются мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны и т.д.
На данный момент ситуация выглядит следующим образом. Ввод крематория намечался в сентябре, но пока собран лишь металлический каркас здания. Пуск объекта перенесен на следующий год. ООО «Государева гора» в Арбитражном суде добилось частичного успеха – в качестве обеспечительной меры запрещена государственная регистрация объектов недвижимости на территории крематория. Росприроднадзор проводит проверку этого объекта. А Александр Хруцкий и его компаньоны объявили о начале строительства крематория в Ульяновской области. Новоявленным воротилам похоронного бизнеса не откажешь в оптимизме, ведь пока по всем проектам у них значатся одни убытки. Впрочем, в основном они используют заемные средства.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.