Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
"Чужой", созданный режиссером Ридли Скоттом в 1979 году, является одним из самых знаковых научно-фантастических фильмов всех времён. Фильм рассказывает историю экипажа грузового космического корабля "Ностромо", который получает сигнал бедствия с неизвестной планеты и отправляется на его исследование. Однако герои обнаруживают на планете смертоносного ксеноморфа, известного как Чужой, который начинает охоту на членов экипажа.
Сценаристы Дэн О'Бэннон и Рональд Шусетт создали интересный и захватывающий сюжет, сочетающий в себе элементы ужасов, научной фантастики и триллера. История фокусируется на персонаже Эллен Рипли (Сигурни Уивер), которая становится последней надеждой человечества на выживание, когда Чужой проникает на борт "Ностромо".
Визуальные эффекты и спецэффекты фильма были новаторскими для своего времени, особенно создание Чужого, которое стало одним из самых запоминающихся образов в истории кино. Костюмы и декорации также были хорошо проработаны, создавая жуткую и мрачную атмосферу, которая идеально подходит для истории.
Музыку к фильму написал Джерри Голдсмит, и она также стала неотъемлемой частью атмосферы фильма. Саундтрек наполнен тревожными и зловещими нотами, которые идеально сочетаются с визуальными эффектами и сюжетом.
Предлагаю Вашему вниманию подборку закулисных фактов со съёмок "Чужого". Приятного чтения!
“Тёмная звезда” Джона Карпентера
Всё началось с того, что Джон Карпентер обратился к Дэну О’Бэннону после просмотра его студенческого проекта под названием “Кровавая баня” – семиминутного фильма ужасов о человеке, который совершает самоубийство. Молодые люди решили снять научно-фантастический фильм для магистерской диссертации Карпентера, и их проект превратился в “Тёмную звезду” (1974).
О’Бэннон, в дополнение к роли сержанта Пинбэка, работал соавтором сценария, монтажёром, супервайзером по спецэффектам и художником-постановщиком. Он также привлёк к работе над фильмом карикатуриста Рона Кобба, который стал частью команды по созданию спецэффектов. Рональд Шусетт, впоследствии ставший одним из создателей “Чужого”, вызвался быть редактором. Джек Х. Харрис предложил свою помощь в распространении фильма, если Карпентер и О’Бэннон расширят его с запланированных двадцати минут до полнометражного, и они согласились.
“Вместо самого впечатляющего студенческого фильма в истории мы получили наименее впечатляющий профессиональный фильм”, - сетовал О’Бэннон в интервью для книги “Создание Чужого”.
“После неоднозначного приёма “Тёмной звезды” О’Бэннон захотел превратить её из комедии в хоррор”, - говорится в книге.
“Пока мы занимались “Тёмной звездой”, - рассказывал О’Бэннон в 1979 году в интервью Fantastic Films, - у меня возникла другая мысль – снять аналогичный фильм, но в совершенно другом свете”. Он начал работу над сценарием “Звёздного зверя”.
Не всегда удаётся избежать плагиата собственных идей, но, к счастью для О’Бэннона, “Тёмная звезда” оказалась настолько неудачной, что риск того, что кто-то свяжет её с новым проектом, был минимальным. На предпоказе фильма в зале почти не было зрителей. Впрочем, Ридли Скотт и Алехандро Ходоровски всё-таки посмотрели “Тёмную звезду”. И остались очень довольны увиденным.
Ходоровски был настолько впечатлён, что поздно вечером позвонил О’Бэннону и сообщил, что приобрёл права на экранизацию космической оперы Фрэнка Герберта “Дюна”. Имея на руках незаконченный сценарий “Звёздного зверя”, О’Бэннон ухватился за возможность присоединиться к проекту. На последние деньги он переехал в Париж, чтобы приступить к съёмкам “Дюны” вместе с Ходоровски.
Магия Алехандро Ходоровски
Фильм “Дюна” Алехандро Ходоровски (не путайте с “Дюной” Дэвида Линча) на сегодняшний день является “величайшим фильмом, который так и не был снят”. К сожалению, режиссёр не смог собрать достаточно средств для воплощения в реальность своей грандиозной задумки.
Что касается О’Бэннона, то в Париже он познакомился с художником Кристофером Фоссом, который позже работал дизайнером для “Чужого”. Когда Дэн встретил Фосса, он впервые увидел “кого-то, чьи творения пришлись по душе так же, как труды Рона Кобба”.
Кстати, с художником Хансом Руди Гигером О’Бэннон познакомился всего за пару недель до провала “Дюны”. Оказалось, что у Дэна и Ханса много общего – в том числе любовь к произведениям Говарда Филлипса Лавкрафта.
Вернёмся к Ходоровски. Его философия, основанная на “сотрудничестве и конкуренции”, была поистине революционной. Он находил “духовных воинов”, как он называл своих коллег, и собирал их в большом зале. Позже О’Бэннон использовал ту же стратегию для мозгового штурма “Чужого”, собрав вместе Фосса, Кобба, Мёбиуса (работавшего над раскадровкой) и Гигера.
В 1975 году, во время работы над “Дюной”, хужожник-карикатурист Жан Жиро (Мёбиус) превратил короткий комический рассказ О’Бэннона “Долгое завтра” в научно-фантастический нуар-комикс, который спустя некоторое время был опубликован во французском журнале Metal Hurlant (прародителе журнала Heavy Metal).
Комикс “Долгое завтра” оказал непосредственное влияние на создание фильма “Бегущий по лезвию” (реж. – Ридли Скотт) и написание Уильямом Гибсоном “Нейроманта”. Джордж Лукас, кстати, позаимствовал из комикса дизайн для разведывательного дроида (фильм “Империя наносит ответный удар”).
Проблемы, связанные со сценарием
В конце концов, компания Brandywine Productions согласилась продюсировать фильм для 20th Century Fox. Пока Скотт был сосредоточен на том, чтобы уложиться в бюджет, разыгралась серьёзная драма. По словам О’Бэннона, продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл решили украсть у него авторские права. Гайлер пренебрежительно отозвался о сценарии О’Бэннона (публично), и они с Хиллом взялись за исправление недостатков. Дело дошло до суда.
По словам Гайлера, сценарий требовал настолько тщательной переработки, что они с Хиллом в итоге изменили все диалоги. Правда, построчное сравнение более позднего варианта Гайлера и Хилла с оригиналом О’Бэннона наводит на мысль, что Гайлер либо ошибается, либо сознательно преувеличивает.
“Мы с Уолтером Хиллом придали персонажам харизму”, - утверждал Гайлер. “В проекте О’Бэннона они были совершенно другими – военными типами. Все мужчины”.
Хотя О’Бэннон и доработал свой сценарий “Звёздного зверя”, добавив в сюжет ксеноморфа, космического жокея и разбитый корабль, ни адроидов, ни женщин в сценарии не наблюдалось. В качестве протагонистов выступали так называемые “космические дальнобойщики” с весьма необычными именами – Стэндарт, Фауст, Мелконис, Бруссард и Роби вместо Рипли. Роби?
Варианты сценария Хилла и Гайлера включали в себя как уже известных нам членов экипажа “Ностромо”, так и Джека Потрошителя, Геракла и Чингизхана, путешествующих во времени. О ксеноморфах, как ни странно, не было и речи.
Благо, несмотря на все склоки и неразбериху, Ридли Скотт и его команда довели сценарий “Чужого” до совершенства.
Процесс создания “Ностромо”
Крис Фосс и Рон Кобб сыграли важнейшую роль в создании “Ностромо” – космического буксира, на котором развиваются события “Чужого”. После возвращения в США О’Бэннон, оставшись без средств к существованию, всерьёз занялся завершением сценария “Звёздного зверя” и его постановкой. В кратчайшие сроки он нашёл финансовые средства и собрал творческий коллектив.
“Пока мы с Крисом (под руководством Дэна) в течение пяти месяцев упорно работали, продюсеры Гордон Кэрролл, Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер искали режиссёра”, - вспоминал Кобб. “Дэн решил, что я займусь интерьером корабля “Ностромо”, а Крис – внешним оформлением. Меня такое разделение труда не устраивало, но Дэн упорно стоял на своём. Непросто было взять себя в руки и довести начатое до конца. Но мы это сделали”.
Колкие высказывания Дэвида Кроненберга
По словам Фосса, О’Бэннон написал сцену с разрывом грудной клетки после особенно мучительного приступа несварения желудка, связанного с болезнью Крона. Дэн представил себе, что внутри у него сидит зверь, который жаждет вырваться наружу.
Каким бы правдоподобным ни был комментарий Фосса, один известный режиссёр и сценарист проигнорировал его, обвинив О’Бэннона в плагиате.
Кроненберг сравнил инопланетное существо с паразитом из своего фильма “Судороги”, хотя, если честно, сходство тут весьма отдалённое. Просто зависть взяла верх.
“Фильм Скотта превзошёл все мои ожидания”, - признавался режиссёр “Судорог”.
Впрочем, если Дэвид Кроненберг так хотел, чтобы его фамилия засветилась в титрах “Чужого”, ему явно не следовало называть картину Ридли Скотта “фильмом категории “B” при бюджете в десять миллионов долларов”. И уж тем более ни к чему было сравнивать ксеноморфа с “артистом в костюме крокодила, который гоняется за людьми по комнате”. Хотя сравнение получилось забавным.
Смерть Джона Казале повлияла на кастинг
Известный по роли Фредо Корлеоне в фильмах “Крёстный отец” и “Крёстный отец 2”, Джон Казале снялся в шести картинах, включая “Американский путь”, “Разговор”, “Собачий полдень” и “Охотник на оленей”. Также он состоял в отношениях с Мерил Стрип.
До того, как Сигурни Уивер получила роль Рипли, Стрип значилась в шорт-листе кандидаток на эту роль. Смерть Казале в 1978 году сорвала все её планы…
Влияние Лавкрафта
Дэн О’Бэннон назвал Говарда Филлипса Лавкрафта “величайшим хоррор-писателем всех времён”. Безусловно, влияние Лавкрафта ощутимо в творчестве О’Бэннона. В рассказах Говарда Филлипса инопланетные существа вызывают страх и отвращение – автор построил вымышленную вселенную вокруг космических пришельцев, которым несчастные люди поклоняются как богам. Как и Лавкрафт, О’Бэннон был “болезненно” зациклен на чужеродности, боди-хорроре и гротеске.
Наиболее узнаваемым представителем "пугающей неизвестности” является Ктулху – персонаж, чьё заточение в море напоминает вынашивание человеком ксеноморфа. Ктулху, как и ксеноморф, грозит вырваться на свободу, прорваться на поверхность и посеять хаос среди ничего не подозревающих людей.
“Чужой” и СМИ
“Чужого” любят обсудить в академических кругах. Это и демонический паразит, размножающийся путём “беспорядочных ударов по лицу”, и безразличие “Мамы” к страданиям экипажа, и культовое исполнение Сигурни Уивер роли бесстрастной героини Эллен Рипли, и извечная дилемма “являются ли андроиды людьми?”, и тайные планы зловещей мегакорпорации, не заботящейся о безопасности своих сотрудников, и многое другое. Если гротескных образов, революционных спецэффектов и истории создания фильма недостаточно для написания убедительной диссертации по теории кино, то, возможно, феминистский подтекст, фрейдистские мотивы и марксистская тематика сделают своё дело.
Свидетельством многогранной привлекательности фильма для “высокопоставленных умов” является вышедшая в июне 2017 года книга “Чужой и философия”, представляющая собой сборник эссе на тему “Чужой”. Данное чтиво лишний раз доказывает, что ксеноморф – это не только “лицехват”, “разрыватель” и “человек в костюме крокодила”.
Сложность “Чужого” – результат кропотливой работы над фильмом мастеров своего дела. Фильм неоднократно “менял курс” в результате тщательных переписываний сценария, натянутых отношений О’Бэннона с продюсерами, увлечения О’Бэннона и Гигера творчеством Лавкрафта, бюджетных ограничений, которые фактически сводили на нет все идеи, и переделки в последнюю минуту, в результате чего в фильме появился Джон Хёрт, чья игра в сцене с разрывом грудной клетки постоянно фигурирует в списках “лучших смертей в фильмах ужасов”.
Спецэффекты Карло Рамбальди едва не привели к лишению свободы
Эскизы Гигера были одной из составляющих “жуткого уравнения”, но для их воплощения в жизнь требовался опыт Карло Рамбальди, ветерана спецэффектов, который был пугающе хорош в своей работе, о чём прекрасно знал режиссёр Лучо Фульчи. В 1971 году Фульчи привлёк Рамбальди для создания спецэффектов в фильме “Ящерица под женской кожей”. В одной из сцен было показано (имитированное) умерщвление живых собак, и эффекты Рамбальди были настолько реалистичны, что итальянский суд обвинил Фульчи и продюсеров в жестоком обращении с животными. Они были оправданы только после того, как Рамбальди принёс свой реквизит в зал суда и объяснил, как он работает.
Удалённые сцены, которых явно не хватает в театральной версии
К сожалению, не все сцены попали в финальный монтаж. Более того, концовка фильма была практически полностью изменена.
Бретту (Гарри Дин Стэнтон) не повезло – его затянуло в шахту лифта, хотя его смерть должна была быть ещё более ужасной. Планировалось, что ксеноморф вырвет ему сердце своим хвостом, или же раздавит голову бедняги когтистой лапой.
В сцене, вошедшей в режиссёрскую, но не в театральную версию, Ламберт даёт Рипли пощёчину. Вероника Картрайт, исполнившая роль Ламберт, была искренне рада “отомстить Рипли за то, что главная героиня не пустила группу на борт, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине”.
Сигурни Уивер хотела сыграть Ламберт
Рипли не была первым выбором Сигурни Уивер. “На самом деле я хотела сыграть Ламберт, - призналась она в интервью Дэнни Пири, опубликованном в 1984 году. “В первом сценарии, который я прочитала, Ламберт всё время шутила. Это день и ночь по сравнению с той невротичкой, которой в итоге стала Ламберт”.
По данным новозеландского портала NewsHub, Вероника Картрайт планировала играть Рипли, и только накануне съёмок узнала, что её взяли на роль Ламберт. Учитывая все трудности, с которыми пришлось столкнуться команде, работавшей над фильмом, можно предположить, что Картрайт получила довольно выгодное предложение.
Спасибо за прочтение друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации, и ставьте лайки, если вам интересны выпуски про Чужих.
Со статьями схожей тематики вы можете ознакомиться в этой подборке. До новых встреч!