Коломна является туристической Меккой Подмосковья, в той или иной мере знакомой каждому, кто хотя бы немного интересуется ближайшими окрестностями Москвы. Поэтому в своём рассказе я постараюсь показать не только наезженные места, но и то, что нечасто попадает в обзоры по этому городу, а также дать разнообразную информацию об этих местах..
Так как в Коломне мы уже бывали, то, во-первых, решили не ограничиваться только осмотром Кремля, а, во-вторых, базируясь в Коломне, осмотреть ещё и близлежащие города, Зарайск и Каширу, отдельная поездка в которые из Москвы представлялась нецелесообразной. В связи с этим я не буду придерживаться последовательности в описании своих прогулок по Коломне, а расскажу о наиболее интересных объектах этого города, при этом буду использовать фотографии из различных своих поездок в Коломну, которые в лучшей степени иллюстрируют те или иные моменты рассказа.
Коломенский Кремль
Первое, с чего стоит начать рассказ о Коломне, – это, конечно же, его Кремль – один из победителей народного голосования конкурса «Россия 10» 2013 года, организованного телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом по выбору достопримечательностей – символов России.
Сначала о предыстории и предпосылках его строительства. Николай Карамзин писал про Коломну, что этот город упоминается в российских летописях в двух случаях: либо когда его жгут монголо-татары, либо когда здесь собирается русское войско чтобы отправиться против них в поход. Это правда. Защищавший подступы к Москве коломенский Кремль не раз оказывалась сожжённым дотла, чуть ли ни каждый поход золотоордынских ханов против непокорных славян подразумевал его захват и разграбление.
1 января 1238 года хан Батый вслед за Рязанью захватил Коломну. Деревянные стены коломенского Кремля не стали серьезной защитой от татар, город был разграблен и сожжён. В сражении погиб владимирский воевода Иеремия Глебович и рязанский князь Роман. Войско Ордынского хана лишилось военачальника Кюльхана – младшего сына Чингисхана. Кюльхан был единственным потомком Чингисхана, убитым в ходе завоевания Руси. Пока основные силы войска осаждали Коломну, Батый двинулся к Москве и взял её после пятидневного штурма.
26 августа 1380 года 150 тысячная армия Дмитрия Донского проходит сбор в Коломне и, с благословения Сергия Радонежского отправляется навстречу Мамаю. Войска сходятся на Куликовом поле. Победа остаётся за русскими воинами.
В июле 1439 года казанский хан Улу-Мухаммед после неудавшейся попытки завладеть Москвой "идучи назад" сжег Коломну "и множество людей пленил".
В 1521 году под Коломной произошёл прорыв войска крымского хана Мехмеда I Гирея во время похода на Москву. Разрушение деревянных укреплений послужило толчком к строительству прочных каменных стен коломенского Кремля, и в 1525-1531 годах, во времена правления Василия III, взамен пострадавших от многочисленных набегов и пожаров предыдущих деревянных стен были построены каменные. Новые каменные стены врагам ни разу не удалось взять приступом, получалось только хитростью и предательством. Но об этом мы ещё поговорим.
Характеристики коломенского Кремля интересно показать в сравнении с Кремлём московским, стены которого были построены примерно в то же время (1366-1368 г.г. – белокаменный Кремль великого князя Дмитрия, конец XV века – каменные стены, возведённые Иваном III). Если площадь московского Кремля, начиная с конца XV века, составляет 28 Га, то коломенского – 24 Га. Периметр стен московского Кремля 2335 м при высоте от 5 до 19 м, толщине от 3,5 до 6,5 м и 18 башнях. Коломенский имеет, соответственно, периметр 1640 м, высоту стен от 18 до 21 м, толщину от 3 до 4,5 м и 17 башен. То есть, оба Кремля практически имеют одинаковые параметры.
Лучше всего Кремль рассмотреть со смотровой площадки колокольни церкви Иоанна Богослова, находящейся рядом, на площади Двух Революций, куда мы сейчас и поднимемся.
Спустившись вниз с колокольни, пройдём на территорию Кремля. По пути от церкви Иоанна Богослова взглянем на усадьбу купцов Лажечниковых. В этом доме свои детские и юношеские годы провел известный писатель Иван Лажечников, «отец русского исторического романа», который родился в Коломне.
Усадьба, возведенная для преуспевающих негоциантов братьев Лажечниковых в середине XVIII в. и расширенная спустя шесть десятилетий, входит в число главных архитектурных достопримечательностей города. Двухэтажный купеческий особняк с изящным крыльцом в московском стиле больше похож на загородный дом. Вокруг главного здания разбит ухоженный парк, ограниченный оградой из кованых пик, сведенных в пролеты, закрепленные между античными колоннами опор.
Рядом с усадьбой находится церковь Архангела Михаила. Построенная в конце XVIII века, в 1828-1833 годах она была капитально перестроена в стиле классицизма по проекту архитектора Ф.М.Шестакова. Дошедший до наших дней храм – самый большой в Коломне. Объект культурного наследия федерального значения.
А теперь войдём в Кремль через его главный пешеходный вход в Михайловских воротах. Михайловские ворота получили своё название, вероятно оттого, что с посадской стороны от них располагалась Михайловская слобода с храмом Михаила Архангела. Ширина Михайловских ворот составляет 3 метра, высота - 6 метров. Они были долгое время заложены. Но со временем закладка ворот обвалилась. Перед празднованием 820-летияКоломны в 1977 году к Михайловским воротам был перекинут мостик. После реставрации ворота предстали перед нами в своём первозданном виде.
На площадке между этими воротами и другой важной точкой Кремля - Маринкиной башней был построен памятник Дмитрию Донскому. В августе 1380 года Коломна стала местом сбора русских войск, направлявшихся под командованием великого князя Дмитрия Московского для сражения с полчищами Мамая на Куликовом поле. Памятник Дмитрию Донскому сооружен по проекту известного архитектора Александра Рукавишникова. Монумент установлен в мае 2007 года у стены Коломенского кремля возле прясла стены между Маринкиной и Грановитой башнями. Высота бронзовой конной статуи составляет 5,5 м, а общая высота вместе с постаментом - около 12 м.
Коломенская (Круглая наугольная) башня, которую можно увидеть сразу за памятником Дмитрию Донскому, была западной сторожевой вышкой города, которая охраняла Астраханский тракт (Московско-Рязанскую дорогу) – одну из древнейших дорог государства. Коломенская - самая высокая из всех сохранившихся башен Кремля. Её высота составляет 31 метр, диаметр – 13 метров. Башня двадцатигранная, но если на неё смотреть издалека, то она кажется круглой – именно это объясняет одно из её названий.
В народе башню презрительно называют «Маринкина». Это название связано с именем известной польской авантюристки Марины Мнишек – жены Лжедмитрия Первого, а затем и Лжедмитрия Второго, которая жила в Коломне во время Смуты с сыном Иваном на правах царицы. Каменная крепость ни разу не была взята со времени её постройки, хотя много раз осаждаема, кроме того раза, как Марина Мнишек обманным путём впустила в город поляков. Она приказала снять с главной проездной Пятницкой башни ворота и тем самым освободила вход полякам. В город въехал атаман Иван Заруцкий – любовник Марины Мнишек. Тогда каменная крепость была единожды взята и разграблена (то, что говорилось вначале: силой кремлёвские стены никто не взял, только обманом и предательством). Существует предание, что Марина Мнишек была арестована и заточена в Коломенской башне. Интересно и таинственное исчезновение Марины Мнишек из башни. Говорилось, что Марина умерла в заточении от тоски по воле, что её кто-то выкрал и продал в гарем. Но коломенцы верили в то, что Марина Мнишек была ведьмой и ночью, прочитав заклинание и превратившись в ворону или сороку, вылетела из башни через верхнее окно-бойницу.
С другой стороны от Маринкиной башни на западной кремлёвской стене возвышается Грановитая башня. Башня представляет в плане сочетание шестигранника и квадрата: внешняя сторона башни выполнена в форме шестигранника, а внутренняя, кремлёвская часть, имеет форму параллелепипеда. Благодаря форме башня и получила своё название. Высота Грановитой башни составляет 22 метра. Она делилась на пять ярусов, причём нижний из них был скрыт грунтом. На каждом этаже имелись три-четыре окна-бойницы. Построена в 1525-1531 гг.
Ну, а теперь через Михайловские ворота – в Кремль. На территории Кремля раскинулся уникальный историко-архитектурный комплекс, где рядом с башнями и стеной древнего каменного кремля гармонично соседствуют построенные в разное время старинные особняки, храмы и монастыри, памятники культуры, арт-объекты, музеи, кафе и даже жилые дома.
Взглянем сначала на Брусенский монастырь, основанный по указу Ивана Грозного в 1552 г. в честь взятия Казани, а самое древнее строение этого монастыря - заложенная в том же году на месте прежнего деревянного храма шатровая соборная церковь Успения Божией Мaтepи.
Самым красивым сооружением Брусненского монастыря, да, пожалуй, и всего Кремля, является пятишатровый Крестовоздвиженский собор, возведённый к 300-летнему юбилею монастыря в 1852-1855 г.г. Недавно его, как и многие сооружения Кремля и всей Коломны, отреставрировали, и теперь он предстаёт во всей красе.
В 1775 г. в Коломну приезжала императрица Екатерина Великая. Императрице пришлись по душе трудолюбивые жители Коломны, но совершенно не понравился старый город. После посещения Коломны государыня прислала сюда своего главного придворного архитектора, гения русской псевдоготики Матвея Казакова. Матвей Федорович Казаков построил в городе несколько зданий, а также спроектировал для коломенских монастырей ряд башен в псевдоготическом стиле.
В 1790-х гг. в Брусненском монастыре было сооружена надвратная колокольня, а в 1820-е годы по проекту Казакова была построена монастырская ограда с четырьмя башнями, которые венчали трубящие ангелы. В кладке стен сохранились фрагменты ограды 1752 года. До наших дней сохранились главные ворота монастыря. Арка с белокаменным ступенчатым аттиком, увенчанная фрагментом белокаменной колонны. Высокие кирпичные башни стройны и выразительны за счёт белокаменных поясов, стрельчатых арок и звёзд. Примечательно, что ни одна из башен в точности не повторяет другую.
Двигаясь дальше по улице Лазарева мимо Брусненского монастыря, мы попадаем на старейшую в Коломне Соборную площадь. Она возникла в XIV веке в результате постройки двух дворцов - великокняжеского и епископского, связующим звеном которых стал Успенский собор – главный храм Московской области, построенный в XIV веке. Первый камень в его основание был заложен в 1378 году в честь победы князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского, над войском Золотой Орды на реке Воже. А завершилось строительство храма в 1382 году после Куликовской битвы. Предполагается, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. Современные очертания площадь приобрела в конце XVIII века в результате реконструкции города по "регулярному" плану, определённому Матвеем Казаковым.
На Соборной площади можно увидеть самую старую кремлевскую постройку – живописный Воскресенский храм, где в 1366 году проходило венчание князя Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской. Xpaм Воскресения находится с северной стороны Успенского собора. Это не просто древнейшая постройка коломенского Кремля. Это единственный фрагмент великокняжеского дворца, дошедший до нашего времени, а точнее, его домовая церковь. А в XIV-XVI веках тут был целый княжий городок. Поднятые на высоких подклетах палаты царя, царицы, великих князей, столовая палата, службы, конный двор, сад... Именно из-за этого северный портал Успенского собора богато украшен белокаменной резьбой, так как выходил на дворец.
В 70-е годы XVIII века на Соборной площади появился однопрестольный Тихвинский храм, использовавшийся для богослужений в зимние месяцы, то есть церковь отапливалась. В 1861 году его отстроили заново, освятив три престола. В 1990-е годы старую церковь отреставрировали.
К югу Соборной площади примыкает ещё один монастырь, находящийся в стенах коломенского Кремля – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, который заключён между улицами Лазарева, Кремлёвской, Казакова и Святителя Филарета. Его основные постройки: Троицкий собор (1705 г.), Покровская церковь, колокольня.
Самое высокое здание Коломенского кремля – колокольня Троицкой Ново-Голутвиной обители постройки 1825 года высотой 55 метров. Ампирная постройка по стилю сильно отличается от стоящего неподалеку строгого Успенского собора, и в то же время они создают гармоничный архитектурный ансамбль. Монастырская колокольня – одно из лучших произведений ампира в Коломне. Несмотря на разницу во внешнем облике, звонница Ново-Голутвина монастыря удивительно хорошо сочетается с соборной колокольней, вмecтe с Успенским собором создавая ансамбль фантастической красоты.
В 1680-е годы одновременно с Архиерейским дворцом была возведена и домовая Покровская церковь. Храм был двуглавый каменный, с юга к четверику церкви примыкал небольшой придел. Расположенная с запада трапезная имела центральный столп, на который опирались своды зала. Окна были значительно меньше нынешних; в решётки оконниц вставляли слюду, поэтому внутри царил рассеянный полумрак. Главы храма были покрыты блестящими поливными изразцовыми плитками, а кровля основного корпуса состояла из серой черепицы.
В 1770-1780-е годы архитектором М. Ф. Казаковым создаётся проект перестройки всего подворья, при этом главное место в котором отводилось Покровской церкви. К северному торцу бывшего архиерейского корпуса он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь Преображения господня (ныне церковь Покрова). Возведённая в псевдоготическом стиле, она служила архимандриту домовой церковью. Четверик перекрыт глухим сводом, его венчает декоративная главка, обычная для XVIII столетия. Изнутри храм тоже изменился. Расширились его окна, своды трапезной заменил прямой потолок. Более масштабные строительные работы проходили, начинаясь с 1823-го года.
Пройдя дальше на восток через Соборную площадь мимо Крестовоздвиженской церкви по улице Лазарева, мы попадём к Пятницкой проездной башне. Это главная проездная башня, главный вход в коломенский Кремль. Именно с этого места начиналось строительство и деревянного, и каменного кремля. Башня ворот двухъярусная, раньше достигала высоты 35 метров, сейчас её высота 29 метров, длина 23 метра, ширина 13 метров. Наверху возвышается небольшая башенка-стрельница, в каменной арке которой раньше висел «всплошный» (набатный) колокол. На внутренней стороне башни помещена икона, на которой изображены Пресвятая Троица, список с Донской Иконы Божией Мaтepи – главной святыни города.
С восточной стороны кремля сохранилась Ямская башня и второй фрагмент крепостной стены. Высота башни составляет 24 метра, длина – 12 метров, ширина – 8 метров. Толщина стен башни – внизу 2,9 метра, наверху 1,85 метра. Внутри 5 этажей. Один из этажей, подземный, скрыт грунтом. Завершалась башня шестым ярусом – галереей, зубцы её, как и зубцы стен, напоминали форму ласточкиного хвоста. Высота зубцов составляет 2,5 метра, ширина – 1,44 метра. Башня завершалась четырёхскатной шатровой кровлей.
Обогнув Ямскую башню попадаем на большую бесплатную автостоянку «Старая Коломна», на которой мы и оставляли свой автомобиль во время осмотра Кремля. Только имейте ввиду, что к середине дня она бывает плотно занята экскурсионными автобусами.
Около Ямской башни в высоких арках прясла крепостной стены в 2007 году появились исторические картины коломенских художников "Въезд Дмитрия Донского в Коломну" Г. Сорогина и "Взятие Коломны в 1237 году" А. Солодкова. На этих картинах изображены ключевые вехи истории города XIII-XIV веков.
Напомню, что до настоящего времени в Коломенского Кремля живут, учатся и работают обычные люди. Через кремль проходит ряд городских улиц. О средней школе №7 на Соборной площади я уже писал.
Прогулки по Коломне
В нашем путешествии в Поволжье Коломна была последним местом ночлега перед возвращением в Москву. Проехав 310 километров из Моршанска, мы заселились в гостиницу Hermitage hotel. Так как приехали мы уже во второй половине дня, то, оставив машину на бесплатной охраняемой парковке у гостиницы, решили просто прогуляться по Старой Коломне. Благо, намеченные объекты были совсем не далеко. Первое, что мы встретили по пути, был Богоявленский храм.
Основанная в 1480 году, эта церковь, единственная в Коломне, не закрывалась за всё время своего существования. Последняя перестройка церкви проходила в 1800-1804 г.г. Является объектом культурного наследия народов России федерального значения. К моменту нашего прихода церковь была уже закрыта. Поэтому побывать внутри и оценить её убранство нам не удалось.
Коломенская пастила
Дальше на нашем пути было посещение одного из брендов Коломны – музея пастилы. На этом стоит остановиться поподробнее и объяснить, почему в городе возникли два музея и две фабрики пастилы и к каким преобразованиям это привело.
Первая пастильная фабрика была открыта в Коломне в 1760 году купцом Шершавиным. Она стала второй в городе после винокуренного завода, то есть появилась в самом начале этапа становления промышленности в Коломне. До этого пастилу производили исключительно домашним способом. Шершавин с помощью пастилы прославил Коломну, он поставлял этот продукт даже к императорскому двору. Но в 1914 году прекратила существование последняя пастильная фабрика, с тех пор пастилу в Коломне не изготавливали.
Сейчас трудно поверить, но ещё 30 лет назад Коломна выглядела полуразрушенным городом, а местная администрация мечтала застроить исторический центр новыми домами и торговыми центрами, оставив там только коломенский Кремль. Ситуацию изменили финансист Елена Дмитриева, культуролог Наталья Никитина совместно с коломенским архитектором Ольгой Бурлаковой. Общими усилиями они возродили секрет коломенской пастилы, а заодно, разработали стратегию развития исторического центра Коломны, которая предполагала появление в исторических зданиях музеев, гостиниц, ресторанов и других туристических объектов. В 2012 году открылась лавка с мылом ручной работы «Душистые радости». В 2013 году появился музей «Калачная», возрождающий старинный калачный промысел, год спустя – «Музей изначалья» с коломенскими монетами «Сие деньги коломъски». В конце 2016 года музейную «Лавку-кондитерскую кухмейстера П. П. Шведова» открыла коломчанка Екатерина Некрасова. По ее словам, Дмитриева и Никитина задали тренд в городе и помогли привлечь в город туристов. Туристический поток в город с появлением новых музеев увеличился в 2,5 раза. Коломенский посад всего 5 лет назад был тихим и безлюдным. С появлением небольших музеев здесь появилась жизнь, и появились люди.
В 2014 году Наталья Никитина и Елена Дмитриева наладили поставки коломенской пастилы в лондонский магазин East India Company, а через год открыли в Англии производство. Но тут между ними случился конфликт, за которым последовали судебные иски и раздел бизнеса. Теперь каждая развивает свою фабрику и музей пастилы. Более подробно эту историю я изложу в отдельном посте.
И вот мы мимо Богоявленской церкви и Никитского храма (1695 г., объект культурного наследия народов РФ) проходим к одному из коломенских Музеев пастилы, который расположен на ул. Посадской, 13А. Визит с экскурсией и дегустацией для взрослого — 300 рублей. Кстати, бронировать нужно заранее. Но никто денег не возьмет, если экскурсия не нужна и вы просто «одним глазком взглянуть». Мы так и сделали. Фотографировали мы тоже совершенно бесплатно! И на вопросы ответили, и объяснили что к чему.
Пастила стоит недешево, но чтобы попробовать, 100 рублей хватит. Пастилу мы, конечно, попробовали. На мой вкус, она очень напоминает белёвскую пастилу, которую мы пробовали в Белёве при недавней поездке по Тульской и Орловской областям и которую нередко можно встретить на прилавках московских магазинов. Но всё-таки я более привержен традиционной пастиле. Как говорится в одном из слоганов (правда, по поводу другого продукта), «Вкус, знакомый с детства».
Церковь Николы на Посаде
Рядом с Музеем пастилы находится церковь Николы на Посаде, не взглянув на которую нельзя уехать из Коломны. В Коломне от обилия великолепных храмов и церквей глаза разбегаются! Однако сколько бы их здесь ни было, мимо одной вы точно не сможете пройти. Белокаменная церковь Николы на Посаде – настоящая жемчужина религиозной архитектуры. Первое упоминание о ней было ещё в XVI в. Именно тогда в летописях впервые упоминается деревянный храм в честь Николы Мокрого, что вне городских стен Коломны (отсюда и название «на посаде», то есть, за пределами города).
В современном виде в диковинном стиле московского узорочья она была построена в 1716-1719 г.г. В России сейчас можно назвать не так много церквей, выполненных в данном стиле. Из тех, которые я видел, могу назвать церковь Рождества Богородицы в Путинках и храм Григория Неокесарийского на Полянке в Москве, церковь Одигитрии в Вязьме, церковь Иверской иконы Божией Матери в Орле, Рожественская церковь в Нижнем Новгороде.
Более всего храм напоминает сказочный терем из русской сказки: целых 105 резных каменных арок «кокошников» украшают его крышу, а еще есть и великолепная резьба, и необычные 5 главок, словно растущие из единого центра, и высокий хозяйственный подклет с окнами-бойницами!
Храм, кстати, не всегда был однотонно белым, как сейчас. Кокошники и наличники некогда были раскрашены в 6 разных цветов! Но в 1792-м храм пережил страшный пожар, после которого в нем провели масштабную реконструкцию, изменившую его облик далеко не к лучшему. Многие уникальные особенности архитектуры были утрачены, в том числе ажурные кресты, которые заменили на простые. После реконструкции стиль храма приблизился к барокко.
В 1960 году храму был присвоен статус памятника государственного значения. Это спасло его от дальнейшего разрушения. А позже, к празднованию 800-летия Коломны, в 1970-е годы была проведена реставрация, во время которой и восстановили прежние 105 "кокошников" и остальные декоративные элементы фасада.
Архивные данные XVIII – XX в.в. обнаруживают, что в Коломне жило немалое количество старообрядцев. Церковь эта сейчас старообрядческая. Старообрядческой общине она была передана в 1992 году. К сожалению, старообрядцы в большинстве своём возражают против посещения их храмов посторонними, поэтому храм открыт обычно только во время службы по православным праздникам. Это обстоятельство помешало нам побывать внутри. Было закрыто. Впрочем, сильно расстраиваться не стоит. Как мы выяснили, в советское время ничего не сохранилось: ни фресок, ни деталей интерьера. Так что ничего уникального внутри нет, кроме старообрядческих икон.
Называют этот храм по-разному. И Старообрядческая Церковь Николы на Посаде, и Церковь Воскресения на Посаде, и Церковь Николы Посадского.
Полюбовавшись на эту жемчужину церковной архитектуры, двинемся дальше к ещё одной намеченной точке нашего маршрута – памятника водовозу. По дороге взглянем на один очень интересный указатель.
Но так как посещения этого музея нами не было запланировано, то двинемся дальше по Водовозному переулку. По пути нам встретилась персонажи Изумрудного города.
Да и вообще этот уголок Старой Коломны очень уютен и симпатичен.
Проходим Покровский храм на Посаде (1813-1828 г.г.) и подходим к нашей цели – памятнику водовозу.
Профессия водовоза существовала довольно с древних времён. Водовозы возили воду в бочках, черпая ее из реки. Но в 1902 году в Коломне был построен водопровод, и водовозы стали не востребованы. Остался лишь Водовозный переулок, а в 2012 году появился памятник.
"Шевлягинские бассейки"
А теперь от Музея коломенской пастилы пройдём в другую сторону, по Арбатской улице, до её пересечения с улицей Пушкина на площади Марии Шевлягиной.
Площадь получила название по фамилии местной благотворительницы Марии Шевлягиной, которая безвозмездно профинансировала строительство городского водопровода.
Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков перед городом остро встал вопрос водоснабжения: вода из Москвы-реки имела низкое качество, и её использование грозило распространением опасных заболеваний. Но средств, необходимых для сооружения водопровода, в коломенской казне попросту не было. Тогда власти обратились за помощью к Марии Николаевне Шевлягиной – дочери богатого коломенского купца Николая Афанасьевича Шевлягина. Изучив детали вопроса и посоветовавшись с инженером Владимиром Михайловичем Лежневым, жившим с ней на одной Мещаниновской улице, другими понимающими людьми, она дала согласие финансировать строительство водопровода через свой банк, но выдвинула одно условие. Чтобы контролировать расход средств, Мария Николаевна пожелала иметь своего родственника, владельца кожевенной лавки Михаила Ивановича Посохина, городским головой. Гласные (сейчас бы мы сказали депутаты) городской думы пошли ей навстречу. И Мария Николаевна согласилась дать городу необходимые средства.
В 1897 году на берегу реки Коломенки началось бурение артезианской скважины. Чтобы успокоить общественное мнение, специалистами Московского химико-бактериологического института была проведена экспертиза о пригодности для питья воды, добытой со 120-метровой глубины. 26 ноября 1897 года был составлен акт о приемке водопроводной комиссией артезианских колодцев. С большим удовлетворением узнала об этом М.Н. Шевлягина и выделила средства на бурение второй артезианской скважины, строительство временной водокачки, на прокладку водонапорных сетей по улицам города, на установку водоразборных колонок и на возведение водонапорной башни. Башню высотой 45 метров сконструировал известный инженер В.Г. Шухова. На её сооружение ушло несколько месяцев. А уже в 1902 году в Коломне открыли первый в Московской губернии городской водопровод.
В городе установили 6 водоразборных колонок - "шевлягинских бассеек", в которые по чугунным трубам подавалась чистая артезианская вода. Все желающие могли брать воду совершенно бесплатно, хотя эксплуатация водопровода обходилась в 10 тысяч рублей в год. Тысячу брали из городского бюджета, тысячу с владельцев тех домов, куда поступала вода (уже тогда были водомеры, фиксирующие потребление жидкости!), а 8 тысяч давала Мария Николаевна Шевлягина. Водопроводной артезианской водой пользовались 80 % жителей города (24 т. чел из 30 т.населения Коломны начала прошлого века), причём около 85% пользовались водопроводом совершенно бесплатно.
Но после революции, в годы гражданской войны водопровод стал ветшать, дров на работу водокачек не хватало, и 1 марта 1921 года в городской газете была опубликована заметка с таким текстом: «В Коломне два дня, суббота и воскресенье, из-за отсутствия топлива не работала водокачка, и город остался без воды». В этот же день на 86-м году жизни остановилось сердце Марии Николаевны Шевлягиной. Похоронили ее близ алтаря церкви Рождества Христова, которая была украшена и отремонтирована на ее средства в 1908 году.
В наши дни две из бассеек (происхождение этого слова мне так и не удалось выяснить) решили восстановить по дореволюционным чертежам и одной из граней чудом сохранившихся до наших дней в местном краеведческом музее какой-то из восьми "шевлягинских бассеек". Первую открыли в 2013 году, вторую - в 2019 году. Они также подключены к водопроводной сети Коломны, и по замыслу авторов, воду из них можно использовать как питьевую. (Пробовал. Действительно, хорошая). В 2020 году неподалёку от восстановленной в 2013 году бассейки на площади, которая теперь носит имя Марии Шевлягиной (ранее – Молочная площадь), установили её памятный бюст.
На этой же площади Марии Шевлягиной имеется и ещё одна интересная инсталляция.
В 2014 году у стен коломенского Кремля открылся первый в Московской области Музей ЖКХ. Необычный музей расположился на берегу реки Коломенки рядом с Маринкиной башней в здании постройки 1902 года – бывшего резервуара для питьевой воды. В начале ХХ века вода в него поступала из двух артезианских скважин глубиной 120 метров, пробурённых недалеко от этого места в 1897 году. Железобетонный цилиндр диаметром 10 метров и высотой 5,58 метра теперь стал музейным помещением. Хорошая задумка с этим музеем. Но в Коломне так много всего интересного, что времени на него у нас не хватило.
Музей калача
Раз уж мы заговорили о музеях, то взглянем на ещё один бренд Коломны – Музей калача. За стенами коломенского Кремля расположен посад – торгово-ремесленная часть старого города. До революции здесь проживали ремесленники, купцы, мещане, служилый и цеховой люд. В то время коломенский посад состоял из пяти слобод: Покровской, Гончарной, Кузнечной, Ямской и Михайловской. Коломенский посад – рассадник исторических зданий, до сих пор сохраняющих свой первозданный вид: от милых столетних деревянных домиков до кирпичных просторных особняков в два этажа, украшенных изысканными въездными группами.
В ночь с 7 на 8 октября 1775 года в городе случился страшный пожар. Несмотря на это, 14 октября в Коломну прибыла императрица Екатерина Вторая. В городе ко времени визита императрицы на 110 улицах и переулках находилось 788 домов, из которых 31 был каменным. В нём проживало 1924 купца (деление на купцов и мещан в данный момент только конкретизировалось), 445 ямщиков, 98 ремесленников и 10 частных городских смотрителей. Промышленность Коломны была представлена 8 «фабриками» и 69 «заводами». О торговых оборотах купцов можно судить по описи товара на сумму свыше 95 000 рублей в сгоревших 267 лавках. Одним из основных промыслов купечества была гуртовая торговля скотом, которого прогонялось через Коломну до 16 000 голов.
По указанию Екатерины 20 декабря 1777 года в Коломну прибыл её придворный архитектор Матвей Казаков. Архитектору были предоставлены все необходимые условия для работы, а также предоставлен черновой план города. М.Ф. Казаков пробыл в Коломне до 11 января 1778 года. За три недели нахождения в Коломне он уточнил и окончательно составил план кремля и города. Также были выполнены пять рисунков кремлёвской стены и рисунок Соборной площади. В результате город приобрёл современный вид.
На небольшой примыкающей к Пятницким воротам площади, называемой Житной, когда-то велась бурная торговля. Справа от арки виднеется сохранившийся фасад от церкви Параскевы Пятницы, благодаря которой ворота и получили своё название. Около Пятницких ворот в обновлённом здании позапрошлого века в ходе «музейного» преобразования Коломны открыта «Калачная», где можно познакомиться с воссозданным по старинным руководствам процессом выпекания калачей.
Срок хранения настоящего калача – всего 9 часов, но черствеет он уже через пару часов. Поэтому их надо есть сразу, и никаких «привезём в Москву». Издревле в рецептуру калача входят лишь мука, соль, вода плюс хмелевая закваска. Благодаря такому составу, калачи совершенно не плесневеют, но быстро черствеют. В старину, калачи не пекли впрок. Их выпекали ровно столько – сколько можно продать за торговый день. Потому-то калачи были в пять раз дороже «ситного».
Теперь несколько слов об окрестных коломенских монастырях.
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
На окраине Коломны недалеко от места впадения реки Москвы в Оку расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Основан в конце XIV века (1385, по другим источникам 1374 год). Действующий. Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления. Согласно Троицкой летописи XV века, монастырь построен в благодарность Богу за вечный мир между Московским и Рязанским княжествами.
Объект культурного наследия народов России федерального значения.
В 1775 г. во время своего визита в Коломну в монастырь заезжала императрица Екатерина Великая. Вот как описывал её визит современник: «Потом Её Величество соизволила шествовать в здешнюю Соборную церковь к Божественной литургии, и по окончании оной, изволила поехать в Голутвин монастырь, отстоящий от сего города в четырёх верстах, где встречал Её Величество в святых воротах с крестом, образом и хлебом тамошний архимандрит и говорил краткую речь. И Её Величество, приложась там в Соборной церкви ко Святым иконам, шествовала к устью Москвы реки, которая впала в Оку реку».
После посещения государыня прислала в монастырь своего придворного архитектора Матвея Казакова, спроектировавшего для Голутвинского монастыря шесть башен и ограду. Башни построены в стиле русской псевдоготики. Башни монастыря – это самое высокое творение архитектора М.Ф.Казакова в Коломне. Когда зодчего спросили, почему он возвел самое большое свое творение в Коломне не в центре города, а на окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал на этом месте.
В 1799 году обедневшая Коломенская епархия была упразднена и подчинена Москве. Опустевшее архиерейское подворье в Кремле власти намеревались использовать под свои нужды. Чтобы не допустить этого, митрополит Московский Платон переселил сюда братию обнищавшего Голутвина монастыря. Так возник Ново-Голутвин монастырь. В противоположность Ново-Голутвину Богоявленский монастырь стал именоваться Голутвиным-Старым, был объединен с Бобренёвым монастырем, но монашеская жизнь здесь прекратилась. В 1861 году Старо-Голутвин монастырь, согласно указу императора Александра II, был отделен от Бобренёва и получил уже официальное название «Старо-Голутвин».
В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:
- Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного»;
- Храм Сергия Радонежского с приделами Николая Чудотворца и Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки XVI-XIX веков;
- Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) – постройки XIX века;
- западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века;
- уникальную ограду с готическими башнями архитектора Ф.М.Казакова, постройки конца XVIII века;
-хозяйственные постройки (бывшие квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).
С 1993 года идёт восстановление монастыря. Мы были в этом монастыре в 2006 году, когда его реставрация только начиналась, что видно по фотографиям. В настоящее время возрождение обители продолжается. Полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии.
Десятки тысяч паломников ежегодно посещают обитель, чтоб преклонить колени перед хранящимися в ее стенах православными реликвиями – частицами Животворящего Креста и Тернового Венца Господних, мощами святых.
Богородицерождественский Бобренёв мужской монастырь
Уезжая из Коломны в Москву, мы заехали в один старейших в России монастырей - Бобренёв. Он был заложен в 1381 году князем Дмитрием Донским по благословению Сергия Радонежского в честь победы в Куликовской битве и по праву считается старейшей монашеской обителью на территории Коломенского края. Строительство монастыря велось на средства ближайшего сподвижника князя – воеводы Боброка-Волынца, который был воеводой засадного полка в Куликовской битве, решившего её судьбу. Его именем и названа обитель. Престол главного храма монастыря освятили в честь праздника Рождества Богородицы. В этот день годом ранее (20 сентября 1380 года) и произошла битва на Куликовом поле.
Место для монастыря выбрано неслучайно. Каждую весну во время паводка Москва-река выходила из берегов. Большая вода затапливала леса и луга, а на месте нынешнего монастыря вопреки всем законам природы образовался островок суши.
Монастырь хорошо виден от коломенского Кремля, но так как расположен на другом берегу реки Москва в селе Старое Бобренёво, то чтобы проехать к нему, требуется сделать небольшой крюк. Дорога на автомобиле от Кремля занимает примерно 12 км. В то же время если вы захотите просто прогуляться к этому монастырю, то весь путь займёт у вас около 1,5-2 км от Пятницких ворот Кремля.
Дело в том, что, как видно на фотографиях, Бобренёв монастырь расположен на другом берегу Москвы-реки, переход через которую в этом месте можно осуществить только по пешеходному Бобренёвскому мосту оригинальной конструкции. Он представляет собой наплавной мост, который просто отводится в сторону, чтобы корабль проплыл по реке, а потом возвращается обратно. Такую конструкцию моста за время своих путешествий я встречал только один раз, в Шотландии. Зрелище развода моста предугадать невозможно, расписания его развода не существует. Мост довольно новый (2012 год) и широкий, но чисто пешеходный (по крайней мере, пока). Думаю, что подобный мост существовал и раньше, так как монастырь мог иметь стратегическое значение в качестве сторожевого пункта, чтобы подавать в кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский мост и подготовиться к обороне. Его оборонительную функцию косвенно подтверждает и одна из монастырских легенд, сообщающая, что в древние времена существовал подземный ход, тянувшийся от Бобренёва монастыря, проходящий под Москвой-рекой и выходящий к Пятницким воротам коломенского Кремля.
В 1757-1763 г.г. в монастыре был построен двухэтажный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. По проекту Матвея Казакова вокруг монастыря в 1790-1795 г.г. была построена каменная ограда с четырьмя башнями в стиле псевдоготики по углам. В 1830 году двухэтажный собор перестроили в одноэтажный.
Во время екатерининских монастырских реформ коломенские обители пришли в упадок. Бобренев монастырь уцелел, а вот Старо-Голутвин закрыли. Вскоре два этих мужских монастыря объединили в один, который стал называться Бобренево-Голутвинским.
В 1860-1861 г.г. на территории Бобренева монастыря на средства известного благотворителя из купеческого рода Д.И.Хлудова был воздвигнут утепленный храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, которую по преданию написал ещё евангелист Лука. С 1613 года икону признали покровительницей Дома Романовых. По этой причине иностранным невестам русских царей и императоров, принимавшим православие, давали отчество Федоровна. Список с этого чудотворного образа долгое время находился в небольшой часовенке на въезде в Коломну, у Московской заставы, в 1813 году его перенесли в монастырь, устроив Феодоровский придел в действующем храме Рождества Богородицы. История утраты и нового обретения списка Фёдоровской иконы очень интересна, но об этом я расскажу в отдельном посте.
Старые помещения, где размещались кельи заменили на каменные. Кроме того, Хлудов пожертвовал обители пахотную землю. Монастырь окружили оградой, которая стилистически повторяла ограду XVIII века. В конце XIX века на территории обители появляются новые хозяйственные постройки. А весной здесь начинает свою работу приходская школа.
В 1929 году монастырь был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок. После долго запустения, в марте 1991 года монастырь вернулся в лоно Русской православной церкви, и в нём началось проведение масштабных восстановительных работ. Такую ситуацию, когда часть зданий монастыря уже восстановлена, а над другими ещё ведутся работы, мы и застали при своём его посещении летом 2022 года.
Войдя на территорию обители через Святые ворота с изображением Вифлеемской звезды, вы попадете в уютный внутренний двор, а прямо перед вами будет возвышаться Феодоровская церковь, в которой хранится главная святыня монастыря – список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
Что касается Фёдоровской церкви, то мы застали её в самом начале реставрации. Она была вся в лесах, и никакого впечатления от её красоты получить не удалось.
Зато главный храм монастыря, собор Рождества Пресвятой Богородицы, в 2019-2020 г.г. был восстановлен и 22 сентября 2020 года освящён.
Во многих местах завершена реставрация монастырской ограды. Но кое-где она ещё продолжается.
2 февраля 2021 года Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «Богородицерождественский Бобренёв мужской монастырь, Московская область» серии «Памятники архитектуры России».
Монастырь является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.
Отсюда открывается потрясающий вид на Старую Коломну. Многих художников впечатляла удивительно живописная панорама этих мест. Именно здесь, у озера, которое сегодня превратилось в небольшой пруд, на небольшом возвышении и появилась монашеская обитель.
Ещё более впечатляющий вид открывается, если смотреть на Бобренёв монастырь с противоположного, «коломенского», берега Москвы-реки: среди бескрайних полей, вольно раскинувшихся на замоскворецких просторах, издалека видны, словно игрушечные, его храмы и башенки. Недаром «Вид на Бобренев монастырь» – излюбленная тема не только коломенских, но и заезжих художников.
Вот так выглядел Бобренёв монастырь в июне 2022 года. Реставрация монастыря продолжается. Все работы согласно договору с подрядчиками должны быть выполнены до 15 ноября 2023 года. Нынешнее состояние монастыря вы легко можете увидеть в интернете. Но в своих статьях я использую только свои фотографии.
Надеюсь, вы не только полюбовались красотами Коломны, но и узнали для себя что-то новое об этом городе. А мы проехали ещё чуть более 100 км по вечно ремонтируемому Новорязанскому шоссе оказались в конечной точке нашего путешествия в Поволжье - у приюта, где нас терпеливо дожидались три наших кошечки. Забрав их, уехали домой. Всё. Эта поездка завершена. Впереди в этом году нас ожидали поездки в Санкт-Петербург и Белоруссию. Но об этом напишу как-нибудь в другой раз.
Информацию о других местах, которые мы посетили в поезде по Поволжью, вы можете посмотреть здесь:
Иваново - город, превзошедший ожидания
Город с куском мыла на гербе. Вы не были в Шуе? Напрасно. Какая красота!
Палех - это не только шкатулки
Нижний Новгород в скульптурах и памятниках. Фото и адреса.
Каков он - "миллионный дом" в Нижнем
Прогулки по Йошкар-Оле. Часть 1. От памятника букве «Й» до набережной Амстердам.
Прогулки по Йошкар-Оле. Часть 3.
Один день на Чебоксары: много или мало?
Чебоксары: от самой старой тюрьмы в России до советского конструктивизма 30-х годов
Чебоксары: православные храмы и монастыри в столице Чувашии
Купеческая архитектура некупеческого города
Полдня в Саранске: что можно посмотреть за это время. Мало времени, много фотографий.
Моршанск: скромное обаяние провинции
Жемчужина провинциального Моршанска
Коломна – вдоль и поперёк изъезженная, но по-прежнему желанная
Кашира: городок провинциальный, летняя жара
Зарайск: самый маленький кремль и лучший город среди малых городов
Все фотографии в статье мои.