До сих пор на просторах Болгарии можно встретить автобусы, произведённые на заводе "Чавдар". Что это за завод и чем прославилась его продукция, расскажу в статье. История предприятия началась в 1921 году, когда молодой слесарь Рачо Вълков Джамбов основал небольшую слесарно-тележную мастерскую, занимавшейся ремонтом автомобилей. Через три года, в 1924 году, маленькая мастерская была расширена, и теперь на базе предприятия началась сборка первых автобусов. Но всё же официальным годом начала производства считается 1927 год, когда Джамбов встретился с Иваном Волковым, собственником агентства, осуществлявшее пассажирские перевозки. Волков предоставил предприятию шасси Fiat, на основе котором был создан первый автобус, пригодный для использования. С начала 30-х и вплоть до 1940 года Джамбов занимался поиском инвесторов и пытался договориться с крупными европейскими компаниями. По итогу несколько соглашений были заключены, но Джамбов так и не получил поддержки от государства.
В 1940 году предприятие приостановило производство в связи с прекращением поставок новых шасси. С 1924 и по 1947 год успели произвести 200 автобусов. В 1947 году открылась новая страница в истории предприятия. Оно было национализировано и переименовано в автомастерскую "Георгий Димитров". Немного отвлечемся от автобусов и поговорим о Рачо Джамбове. Если кто-то забыл, то это основатель этого предприятия. И возможно, для любителей истории про "кровавых" Коммунистов случится разрыв шаблона. Рачо не только не расстреляли, но и назначили на должность технического руководителя, а его племянник Христо и вовсе занял директорский пост. А в 1955 году сын Рачо Василий, получивший образование в Мюнхене, также получил пост на предприятии. 1 мая 1948 года был выпущен первый послевоенный автобус на шасси Šcoda Rto. В начале 1950-х годов началось расширение предприятия, в результате чего появилась возможность собирать пять автобусов одновременно.
В 1955 году впервые для изготовления каркаса было введено использование металлических конструкций. В 1956 году "по предложению рабочего коллектива" цех по производству автобусных кузовов в Ботевграде получил название "Чавдар". Через 2 года был представлен прототип современного автобуса с кузовом-универсалом. В 1959 году в Ботевграде был изготовлен прототип роскошного туристического автобуса под названием "Чавдар-Туту". Он отличался высокий уровень комфорта, панорамные окна, кресла с изменяемым наклоном и боковым смещением. После 1962 года серийные модели М-65 и М-66, предназначенные соответственно для городского и междугородного транспорта, уже оснащались пневматическим автоматическим устройством открывания дверей, а обычные стекла были заменены защитными.
В конце 1966 года в Научно-исследовательском и проектном институте двигателей и автомобилей (НИПКИДА) в Софии началось проектирование современных автобусов "Чавдар" М-80 и М-81, которые также базировались на грузовом шасси "Шкода". Серийное производство началось в 1968 году и достигло 400-500 штук в год. В этом же году была предпринята коренная модернизация и расширение завода. Во второй половине 1970-х годов годовой объем производства достиг 2800 штук, что, в свою очередь, позволило разместить часть готовой продукции за рубежом.
Количество персонала, задействованного на всех этапах производственного процесса, составлял 1850 человек. В 1977 году было освоено производство современных автобусов "Чавдар 11 М4", что стало вторым этапом лицензионного соглашения с "Кесборер". На специализированной международной выставке туристических автобусов 1977 года, проходившей в Дубровнике(Югославия) "Чавдар" 11 М4 получил третью премию. Эта же модель вернулась с золотыми медалями после участия в международных ярмарках в Пловдиве( Болгария) и Брно(Чехословакия) в 1978 году.
Крупнейшим успехом "Чавдара" за рубежом связан с представленным в 1981 году современным городским автобусом Чавдар В 13-20, общую концепцию которого разработал коллектив Бтра (База технического развития автобусов) под руководством инженера Злате Златева. Этот проект был представлен на международном конкурсе, организованным муниципалитетом Афин на поставку 200 пассажирских автобусов для замены стареющего автобусного парка города. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны известных западных компаний, конкурс выиграла компания "Чавдар". В 1984 году Чавдар и венгерский производитель автобусов Ikarus создали совместный прототип современного 8-метрового автобуса на 30 мест. Но, к сожалению, в 1990 году ситуация изменилась.
Пришедшие к власти либералы и демократы не были заинтересованы в существовании такого крупного и конкурентоспособного предприятия. Именно поэтому они сделали всё, чтобы его уничтожить. Первым делом продав его частным лицам. А потом запустили классический процесс банкротства. За чем это было сделано? Всё просто. Новая власть работала в интересах других государств, в особенности тех, где было своё производство автобусов, потому что конкуренты им были не нужны. Такой процесс уничтожения болгарской промышленности стал естественным процессом реставрации капитализма. Про другие предприятия я расскажу в следующих статьях. Подводя итог, можно сказать, что предприятие, основанное в непростые для страны 20-е годы, уверенно вышедшее на международный рынок в эпоху Социализма, было уничтожено в интересах иностранных государств.