Найти в Дзене
Всё в прошлом

Забытая Москва: Нижегородский вокзал

Нижегородский вокзал стал вторым вокзалом в Москве после Николаевского (Петербургского).

Люди, привыкшие видеть роскошный Николаевский вокзал, ждали появления Нижегородского в не менее изящном виде, с большими и просторными залами ожидания и богатым внутренним убранством.

И вот в 1861 году открывается здание вокзала, при этом его расположение было за чертой города по границам того времени (ныне это пересечение Рогожского вала и Нижегородской улицы, названной как раз по находившемуся там вокзалу).

План Москвы 1885 г. Нижегородская ул. в то время называлась Покровская заст.
План Москвы 1885 г. Нижегородская ул. в то время называлась Покровская заст.

Ожидания людей оказались не оправданными, и вместо роскошного богатого здания, они увидели одноэтажную деревянную постройку. Это был Нижегородский вокзал.

К большому сожалению, фотографий вокзала практически не сохранилось. Возможно это связано с тем, что в те далекие годы стоимость одного кадра стоила дорого, и тратить кадры на неказистое здание было жалко. Я сумел отыскать только одну фотографию.

Предположительно здание Нижегородского вокзала. Год неизвестен. Источник фото: https://seeandgo.ru/?p=24201
Предположительно здание Нижегородского вокзала. Год неизвестен. Источник фото: https://seeandgo.ru/?p=24201

Конечно стоит отметить, что этот вокзал предполагался, как временный, что бы удовлетворить возросшую потребность в нижегородском железнодорожном направлении. В планах было чуть позже возвести уже постоянное здание в камне.

Именно с этого вокзала уезжала Анна Каренина в свою последнюю поездку, где на станции "Обираловка" (ныне Железнодорожная) она легла под колеса поезда, когда тот отходил от станции.

Итак, временное здание, построенное в 1861 году, стало постоянным на многие годы.

Часто Нижегородскому вокзалу ошибочно приписывают обслуживание Курского направления. Однако это не так. У Курского направления был свой вокзал, такой же деревянный и одноэтажный, как и Нижегородский, открытый в 1866 году.

Но в итоге они все равно станут единым целым.

Спустя некоторое время решается вопрос о строительстве постоянного каменного здания Курского вокзала.

Нижегородский же вокзал, открытый ранее Курского, так и продолжал ютиться в крохотном здании.

В итоге, государство выкупает Нижегородскую железную дорогу из частной собственности, что становится для вокзала судьбоносным. Его размещают в строящемся Курском вокзале, и с самого первого дня открытия в 1896 году он получает название Курско-Нижегородский. Именно такое название будет иметь вокзал до 1935 года, после чего он будет называться Курским.

Курско-Нижегородский вокзал. 1905 - 1907 гг.
Курско-Нижегородский вокзал. 1905 - 1907 гг.

Описывать дальнейшую совместную историю двух вокзалов думаю не стоит, что бы не повторяться с другой моей статьей о Курском вокзале, с которой Вы можете ознакомиться здесь. Но все же стоит отметить, что исчезнувшее из его названия слово "Нижегородский" ни в коем случае не сказалось на его железнодорожных направлениях, продолжая обслуживать как Курское, так и Нижегородское.

Старое же здание вокзала до наших дней не сохранилось, но пассажиры Горьковского направления могли до 1950-х годов своими глазами увидеть то место, где ранее он находился, проезжая станцию "Москва-Товарная-Горьковская". Сейчас же на этом месте городская застройка.

Если бы до настоящего момента Нижегородский вокзал оставался самостоятельным с отдельным вокзальным зданием, то мы бы в Москве имели десять вокзалов. Но как бы то ни было, думаю уже ничего не изменится, ведь в настоящее время удачный симбиоз Курского и Нижегородского вокзалов хорошо себя зарекомендовал. Но время покажет...

Спасибо, что дочитали статью до конца. Будем рады Вашему лайку или комментарию. И если статья была полезной, просим подписаться на канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.