Всем привет! Поскольку очередной велосипедный сезон для большинства велосипедистов подошел к концу, наступает золотая пора для апгрейда, например, для сборки нового комплекта колес. Поэтому я решил написать подробную инструкцию о том, как это делается.
Возможно потом я сниму отдельный видео-ролик, но пока обойдемся просто статьей.
Итак, для спицовки колеса нам понадобятся следующие компоненты:
1. Велосипедный обод – обод должен соответствовать диаметру ваших колес на велосипеде, а количество отверстий для нипелей, должно быть равно общему количеству отверстий для спиц, на фланцах выбранной вами втулки.
2. Велосипедные втулка – втулки бывают передние и задние, разной длины с разным количеством отверстий под спицы, под трещотку или кассету, под дисковый тормоз или под ободной.
3. Спицы – спицы бывают двух типов, прямые и J-образные. На спицах лучше не экономить, отдавая предпочтение ведущим брендам. Наиболее предпочтительным вариантом являются спицы из нержавеющей стали. Когда будете заказывать спицы нужной длины, возьмите пару запасных. Они пригодятся на тот случай, если на резьбе одной из них будет брак, либо просто в качестве запасных, если одна из спиц лопнет.
4. Ниппели – не менее важный компонент чем спицы. Лучше покупать латунные или медные, так как они со временем меньше прикипают к спицам.
5. Спицевой ключ – на ваш выбор.
6. Отвертка для ниппелей – облегчает работу по накручиванию ниппеля на спицу.
7. Консистентная смазка – для смазки резьбы спиц.
Спицевать будем с помощью довольно известной методики в «три креста».
Итак, в качестве наглядного примера, я взял обод Weinman Disc bull диаметром 26 дюймов, с общим количеством отверстий 32 ед.
В качестве втулки, я использую заднюю втулку Novatek 042 на 4-х промышленных подшипниках, под кассету с хромолевым барабаном (никакие зацепы от кассет не страшны), под дисковый тормоз, с эксцентриком и классической длиной 135 мм.
После того как обод и втулка оказались у вас на руках, самое время рассчитать необходимую длину спиц. Для этого открываем в сети любой калькулятор спиц (например вот такой - https://www.sapim.be/kalkulyator-spic), вводим необходимые данные, которые можно замерить с помощью линейки и рулетки, и получаем необходимый результат. В нашем случае, имеет место два размера спиц, 258 и 257 мм. Но поскольку размер 257 мм, довольно редкий, я возьму спицы длиной 258 мм. На одно колесо требуется 32 спицы и 32 ниппеля, размером 258 мм. Если разбег по длине 2 и более миллиметров, тогда необходимо покупать разные размеры и спицевать отдельно левую и правую стороны обода.
С чего следует начать?
Начинаем с правой стороны втулки (со стороны барабана или резьбы под трещетку). У мастеров считается правилом хорошего тона, если после окончания работы, фирменная надпись на втулке или логотип, просматривается ровно посередине, если смотреть на нее из отверстия под вело-ниппель.
Находим отверстие во втулке, которое соответствует середине надписи (в случае данной втулки это буква А), отсчитываем от нее 3 или 4 отверстия по часовой стрелке.
Вставляем спицу в данное отверстие с внешней стороны фланца.
Конец спицы вставляем в первое отверстие по часовой стрелке после самого широкого отверстия под вело-ниппель, и тут же накручиваем ниппель до конца резьбы.
Следующую спицу вставляем через одно отверстие втулки, также с внешней стороны.
На ободе, пропускаем 3 отверстия после первой спицы, и вставляем конец спицы в четвертое и закручиваем ниппель.
Должно выглядеть вот так.
В том же порядке спицуем остальные отверстия. В итоге мы поставили первые 8 спиц с правой стороны обода и втулки. На фланце втулки все спицы заспицованы через одно отверстие. На ободе, промежуток между спицами составляет три свободных отверстия.
Переворачиваем обод на левую сторону втулки (со стороны дискового тормоза).
Теперь отсчет первой спицы левой стороны обода начинается против часовой стрелки, начиная от отверстия вело-ниппеля.
Чтобы определить правильное отверстие на левом фланце втулки, необходимо найти первую спицу после отверстия вело-ниппеля, и вставить две спицы так, чтобы они оказались между посадочным местом на правом фланце. Правильное отверстие будет немного смещено в левую сторону. Вставляем спицу также с внешней стороны.
На ободе, выбираем второе отверстие сразу за первой спицей при отсчете против часовой стрелки.
В итоге должно получится как на следующем фото.
В итоге в таком же порядке (через одну на левом фланце, и вторая после каждой заспицованной с правой стороны), спицуем остальные 7 спиц. В итоге должно получится так как на фото.
Теперь опять разворачиваем обод на правую сторону, и находим на правом фланце втулки посадочное место первой спицы, которая идет первой после отверстия вело-нипеля. Затем вставляем спицу в отверстие левее занятого первой спицей с внутренней стороны, чтобы шляпка спицы оказалась с внутренней стороны фланца.
Теперь внимание. Находим необходимое отверстие для спицы на самом ободе. Спица должна лечь так, чтобы одновременно пересечь 3 других, что и называется спицовкой в три креста. Но чтобы вам было легче, находим 11-е отверстие, и вставляем туда спицу, предварительно завернув за третье пересечение так, чтобы спица с которой пересекается ваша была с внешней стороны.
Сам принцип можно увидеть на следующем фото. Не бойтесь изгибать спицы, после финального натяжения они вернут свою форму.
Теперь вставляем вторую спицу в следующее по часовой стрелке свободное отверстие, так же изнутри, чтобы шляпка спицы была видна только с внутренней стороны фланца втулки. Следующим отверстием на ободе будет 15-е.
В таком же порядке спицуем остальные, с промежутком через 4 отверстия. При этом не забываем заводить спицы за третье пересечение, как это было с правой стороны обода.
Если конкретно это будут – 19, 23, 27, 3 и 7. При этом не забываем заводить спицы за третье пересечение. В итоге с правой стороны, все отверстия фланцев будут заняты целиком.
В итоге у вас должна получится вот такая картинка.
Теперь переворачиваем обод обратно на левую сторону, и повторяем тоже самое. Находим на фланце крепление второй спицы если считать от отверстия вело-ниппеля, против часовой стрелки. Необходимо отверстие на фланце, будет правее. Вставляем спицу изнутри, так чтобы шляпка спицы также находилась внутри фланца втулки, отсчитываем на ободе 12-е отверстие против часовой стрелки от отверстия вело-ниппеля, и делаем так со всеми оставшимися отверстиями.
В итоге у вас должны быть заняты все отверстия. На всякий случай повторю порядок отверстий на ободе, куда вставляются последние спицы с левой стороны – 12, 16, 20, 24, 28, 32, 4, 8.
Если вы все правильно сделали, колесо заспицовано полностью.
Теперь смотрим в отверстие вело-нипелля и убеждаемся в том, что надпись на втулке находится ровно посередине.
Колесо полностью готово к балансировке и протяжке спиц.
Но это можно сделать только с помощью специального балансировочного станка, где с помощью натяжения и ослабления спиц, мы в конечном итоге убираем радиальное и осевое искривление. Но это уже другая история.
Я понимаю, что для первого раза, даже при наличии такой подробной пошаговой инструкции, сам процесс спицовки может показаться сложным. Прежде чем спицевать свое первое колесо, я просмотрел много роликов, но в итоге, остановился на книжной инструкции. Поэтому решил сделать нечто похожее, но уже основываясь на личном опыте.
Собрав как минимум три комплекта колес, дальше вы будете собирать их очень легко по памяти. Это лишь вопрос опыта и практики. В конечном счете вы всегда сможете отнести колесо мастеру.
С передней втулкой процесс сборки аналогичный. При сборке с разной длиной спиц, не забывайте о том на какой стороне должны быть эти спицы, на левой или правой. Для этого после того как посчитаете длину на калькуляторе, сделайте скрин или фото. Не забывайте смазывать резьбу спиц, это поможет потом для выправления «восьмерок» и «яиц», чтобы не трещали ниппеля.
При расчете длины спиц, можно добавить плюсом один миллиметр, если такого размера нет в наличии (обычно речь идет о нечетных числах). Если ниппель не достает до резьбы спицы, посмотрите не цепляются ли другие ниппеля за стенки обода?
На этом у меня все. Удачи в сборке!
Влад
YASTREB_CASTOM
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom
#каксобратьвелосипедноеколесо
#сборкавелосипедногоколеса