Найти в Дзене
Театр, кино

«Анатомия падения». Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, 2023 год

Фильм о несчастьях одной творческой семьи. Сейчас вообще большой интерес к проблемам взаимоотношений в семье. Писателей и режиссеров волнует поиск причин дисгармонии в союзе людей.

Помню, как известный семейный психолог Анна Варга говорила о необычных семейных союзах. Оказывается, с точки зрения ученых отсутствие секса в семье не является патологией. А моменты потасовок и драк ученые рассматривают не только и не столько как акт агрессии (что очевидно), но и как несколько необычные моменты тактильных контактов. То есть проявления неравнодушия друг к другу.

«Ведь они в моменты драки трогают друг друга», - с этим наблюдением ученых трудно поспорить.

Примерно об этом фильм режиссера Жюстин Трие.

-2

19 октября в российский прокат вышел фильм-победитель Каннского фестиваля — судебная драма «Анатомия падения». Немецкая писательница (актриса Сандра Хюллер) замужем за французом, тоже писателем, их сын потерял зрение после аварии семь лет назад. Что опрокинуло гармонию в семье. Сейчас есть отголоски застарелой драмы, на это наслоились новые проблемы: творческий кризис мужа, его острая творческая ревность к успехам жены.

Со стороны – идиллия. Семья живет в альпийском шале. Вокруг красота невероятная.

Но вот муж выпадает из окна при загадочных обстоятельствах, а героиня становится главной подозреваемой.

-3

Режиссер Жюстин Трие запомнилась мне благодаря предыдущим работам. Симпатичная комедия «В постели с Викторией» (2016) и занудная мелодрама «Соблазн» (2019), где много вялой эротики и разговоров о чувствах. И там, и там в главных ролях актриса Виржини Эфира.

Актриса Сандра Хюллер снялась в фильме «Соблазн» в роли второго плана. Роль женщины режиссера, некрасавицы, нелюбимой и отвергнутой. Гвоздь ее драмы: любимый мужчина не хочет от нее детей.

Творческий союз с этой актрисой перешел и в этот проект. Здесь она в главной роли. Роль хорошо прописана и сыграна. Сильная женщина, которая проходит через испытание судебным процессом.

Немка, которая среди французского правосудия как волк в красных флажках.

С трудом говорит на чужом языке, но не пасует. Напротив, очень сильна духом.

-4

Юридических драм много в американском кино, а во Франции жанр не так популярен.

Именно судебная драма делает историю очень правдивой, насыщенной почти документальной фактурой, очень трогательной и настоящей.

Нет ощущения фальши. Язык юриспруденции, который пытается организовать хаос криминала, объяснить его и найти ему оправдание.

Это одна из главных фишек фильма. Секрет его успеха. Режиссер говорит, что консультация профессионального адвоката стоила баснословных денег. Но результат налицо. Диалоги великолепны. Пинг понг адвокатов.

Судебный зал становятся рингом для адвокатов. Кстати, адвокат обвинений здесь персонаж очень колоритный. Он как бультерьер вцепился в свою жертву. Он выглядит женоненавистником. Образ почти карикатурный, но нигде не выпадающий из правдоподобия и достоверности.

Сценарий о крушении отношений режиссер написала вместе с мужем Артуром Харари. Он очень успешный режиссер и сценарист.

-5

Жюстин Трие говорит, что у них в семье гармония: «Артур — моя полная противоположность. Он делает совершенно другие фильмы, чем я. У нас разный мозг, мы мыслим очень непохоже. Иное дело, что нас все время сравнивают другие люди. Выбирают, кто из нас талантливее. Поэтому, например, у нас в семье есть договор не снимать фильмы одновременно, иначе придется выслушивать, кто лучше, а кто хуже».

Ясно, что вопрос творческой ревности знаком режиссеру не понаслышке.

И она говорит об этом с экрана с пониманием, болью и сочувствием.

...Особую остроту сюжету придают старые фотографии главных героев этого фильма. Они так счастливы в прошлом! Да, к сожалению, только в прошлом...