Всем зашедшим - привет! Сегодня поговорим еще немного про наш "Суржик", вернемся в 2000-е годы, когда этот самолёт только-только разрабатывался.
Итак, наш герой - первый гражданский лайнер, созданый в постсоветской России. Понятно, что разработка пассажирского лайнера - процесс трудоёмкий и сложный, а авиационное наследние СССР, честно говоря, оставляло желать лучшего - не самые мощные и экономичные двигатели, тяжелые планеры, проигрывающие по показателям топливной эффективности, не столь кродвинутая авионика. Так что при создании Суперджета конструкторы старались максимизировать опыт иностранных коллег, чтобы самолёт, в итоге, удовлетворял современным требованиям безопасности, экономичности, экологичности и т.п.
Для погружения в полноту картины советую ознакомиться с моими статьями про SSJ-100. Ссылка на статьи цикла:
К сожалению, затянувшей страну в последнее время волны патриотизма во время разработки Суперджета не было. Зато были некоторые люди, говорившие про загубленый в угоду "не нашему" Суперджету Ту-334, про то, что самолёт создается иностранными партнерами и только ими, и про то, что это, в целом, мертворожденный проект.
Одна из главных претензий к Суперджету - "все отовсюду своровали". Систему управления "украли" у Аэробуса, люк багажный - у Боинга, и т.д. и т.п.
А самое основное - для потребителей - внешность - вообще украли у малоизвестного Dornier Do-728. Собственно, об этом сегодня и поговорим.
Приведу цитату одного из Дзеновских авторов, говорящих, как у нас в стране все плохо.
В Германии с середины 90 годов плотно занимались созданием регионального реактивного самолета, даже были созданы первые экземпляры Dornier 728, они похожи, как две капли воды с Суперджетом, разработана цепочка поставщиков комплектующих будущего регионала в рамках стран Евросоюза и СЩА, но из-за финансовых и конструктивных проблем, самолет в серию так и не пошел. Зато весьма кстати пришелся в России, где предприимчивые чиновники смогли наварить только на его «разработке» свыше 5 млрд долларов и продолжают зарабатывать миллиарды евро и долларов на покупке комплектующих для постройки Суперджетов из стран Евросоюза. Ведь вся цепочка производителей Дорнье 728 по наследству досталось Сухому Суперджету. Немцы к слову на разработку регионала потратили чуть больше 1,5 миллиардов долларов.
Посмотрим:
На первый взгляд, действительно похожи. Действительно: форма остекления, четыре выхода, отсутствие аварийных выходов на крыло, вместимость +- 100 человек...
Кстати, господа!
Для вашего и нашего удобства с авторами нескольких каналов на тематику, которую можно описать словами "все, что движется", в Телеграме был создан канал, куда публикуются все новые статьи, которые выходят у авторов. Там публикуются и Vivan755, и Блог ЖД фотографа, и Машина, и Заповедная магистраль, и многие другие авторы, которых я сам читаю и очень уважаю.
Однако, диванные критики не очень понимают, что такое "украсть самолёт" и как это понятие разделяется, например, с понятием "скопировать внешность". Банальный пример: если взять ВАЗ-овскую "Семёрку" и поставить на нее решетку, стилизованную под Роллс-Ройс, она же не станет Роллс-Ройсом?
Суперджет создавался под свои собственные двигатели, специально для него разрабатывали эргономику кабины, заказывались системы у компаний-подрядчиков. Вообще, Суперджет представляет собой классический пример "Парадокса Арго": если в самолёте не было отечественных компонентов, является ли он отечественным? (Конечно, на момент 2010-х годов Суперджет имел в своем составе большую долю "Made in Russia", но разве это объяснишь нашим дорогим экспертам...)
Dornier 728 появился, как детище слияния компаний Dornier Luftfahrt GmbH и Fairchild Aircraft. Сначала получившаяся Fairchild Dornier установила реактивные двигатели на самолёт Dornier Do-328, однако, планы компании были куда больше, чем просто установка других двигателей на уже существующий самолёт.
После анализа рынка ВС было принято решение создавать региональный лайнер на 50-110 пассажиров. Так в 1997 году начался проект 728-го. Сообщалось, что общий объем инвестиций в программу, которые были получены из собственных средств Fairchild Dornier и от ее партнеров по разделению рисков, составил 850 миллионов долларов. До 2002 года успели собрать несколько фюзеляжей, приступить к испытаниям, но - до первого полёта дело не дошло. Несмотря на твердый заказ на 50 самолётов, за несколько дней до планировавшегося первого полёта он был отложен из-за нехватки средств.
Как раз в это время проект SSJ-100 находился на стадии начала активных действий по проработке будущего лайнера.
Естественно, инженеры смотрели на опыт своих иностранных коллег. И неудачный опыт Do-728 тоже! Поговорим же про "похожесть" SSJ-100 и Do-728. Не стоит забывать, во-первых, что законы аэродинамики для всех одинаковы. Современное авиастроение дошло до того уровня, когда самолёты становятся сильно похожи друг на друга просто из-за того, что это максимально выгодно - ведь А-350 похож на B-787, А-220 похож на Суперджет и Dornier. Да, 728-й был одним из первых самолётов, выглядевших так. Но это не значит, что все, что выглядит так, срисовано с него. Схожесть компановки салона и выходов диктуется количеством пассажиров и международными стандартами и нормами безопасности.
Кстати, хочется отметить внешне явные различия хвостовой части и крыла этих самолётов.
Ну и - на всякий случай - заглянем в кабины:
Что в итоге?
В итоге, у нас есть абсолютно не верное мнение, что "SSJ-100 срисован с Dornier 728". Это самолёты, разработанные практически в одно время для выполнения одинаковых задач, но, тем не менее, их разработка не шла параллельно, и судьбы их сложились абсолютно по-разному.
Да, электронику в кабины обоих самолётов поставляла фирма Honeywell. Да, есть некоторые внешние свойства, продиктованные аэродинамикой, размерами самолётов и желанием улучшить обзор для пилотов в кабине. Но это не значит, что один самолёт "своровали" с другого!
На настоящий момент, SSJ-100 - один из самых активно летающих самолётов в России, посещает и зарубежные аэропорты. а Dornier 728 так и остался на задворках истории и технического музея в городе Шпайер.
ТТХ Dornier 728:
- Длина: 27,40 м
- Размах крыла: 27,12 м
- Вес пустого самолёта: 20,9 т
- Максимальный взлётный вес: 35,2 т
- Максимальное количество пассажиров: 80
- Двигатели: 2х General Electric CF34-8D3 с тягой по 55,9 кН
- Скорость крейсерская: 828 км/ч
- Максимальная дальность полёта: 3300 км
ТТХ SSJ-100:
- Длина: 29,94 м
- Размах крыла: 27,80 м
- Вес пустого самолёта: 24,2 т
- Максимальный взлётный вес: 49,4 т
- Максимальное количество пассажиров: 98
- Двигатели: 2х Powerjet SaM146 с тягой по 79 кН
- Скорость крейсерская/максимальная: 830 км/ч
- Максимальная дальность полёта: 4578 км