Тяжела крестьянская доля, а женская вдвойне. Встала девушка на ноженьки, за ней слава по дороженьке. Но здесь разговор будет несколько о другом. За заботами и невзгодами крестьянский быт был продуман до мелочей, нарабатывался он годами.
Одежда каждого района и даже селения была уникальна, у всех были свои собственные узоры, которые передавались из рода в род. Девушки были мастерицы и даже золотошвеки. В Калужской губернии были известные золотошвейки из Шамординского женского монастыря.
В каждом крестьянском доме был ткацкий станок (кросна), на котором ткали одежду. Если случался мор или эпидемии, женщины собирались и «всем миром» ткали обрядовое полотно, за один день воспроизводя полный цикл работ от сбора стеблей растений (льна, крапивы, конопли) и до изготовления самого полотна. К ночи, когда полотно было соткано, сквозь него проходили все жители деревни и даже проводили скот, после чего полотно сжигалось.
Одним из элементов женской одежды считалась понёва, полотно для которой ткалось отдельно, т.к в его составе должна быть шерстяная или полушерстяная нить. Само слово понёва со старославянского языка означает "занавеска" или "кусок ткани". Куски ткани изначально даже не сшивались, а крепились между собой с помощью пояса. Позже их стали сшивать, один разрез оставляя свободным, для удобства ношения. Распашные прнёвы назывались "разнополка", но были и такие варианты сшитые наглухо, подобие юбки.Кроме трех полотнищ использовалось и четвертое, оно называлось "прошива" и делалось короче остальных, украшалось вышивкой.Будничные понёвы украшали обычно по краю подола тесьмой. Праздничная понёва украшалась вышивкой, всевозможными блестками, бубенчиками. Красивой счиаталась, когда говорили: "Она идет-шумит и вся сияет". В Жиздринском уезде поневы оформлялись дополнительно своеобразными пушками из шерстяных ниток, пуговиц. Поневы Перемышльского уезда отличались украшением золотым позументом, галуном, тесьмой, цветными лентами, почти целиком закрывая саму ткань.
Понёва предназначалась для замужней женщины, для защиты детородных органов, спасала от непогоды. Девушки никогда, ни на какую работу понёву одевать не могли. "Девка в понёве" считалась явлением позорным.
Во время преподнесения даров невесте хорошая понёва считалась свадебным подарком свекровьи для своей невестки. В Калужской губернии XIX века обычно мать готовила в приданное для дочери до 12 понёв.
В Калужской губернии, когда девушка выходила замуж,"прыгала в понёву"-собиралась вся родня. Невеста становилась на край лавки, мать держала понёву и говорила: "Прыгнь, детонька,прыгнь в вечный бабий хомут, в понёву". Та отвечала: "Хочу- прыгну, хочу-нет". Прыжок означал согласие девушки выйти замуж.
Известно, что в Людиновском районе крестьянская одежда была длиннее, чем в других районах, примерно ниже середины икры, иногда длина доходила до щиколотки.
В селе Красное Хвастовичского района Матрена Павловна Баранова отмечала: «У нас вот черныя паневы-та. Када 25 лет сравняется девчонке, ее замуж не взяли, тада начинает эту паневу насить.… а если выходит замуж, то сразу паневу»
В деревне Нехочи Хвастовичского района Кузьма Викторович Воронов (1933г.р.) в 2008 году вспоминал: «Паневу насили всё время. Были и праздничные, и будничные». На вопрос о том, когда девушка впервые надевала понёву, ответил: «На свадьбе».
Полюбуйтесь на эту красоту! Каждая хозяюшка была сама себе модельер и дизайнер и искусная мастерица.