Найти тему
Международная панорама

Будут ли «остальные три Хезболлы» нацелены на США, чтобы сдержать Израиль?

Оглавление
Члены иракской вооруженной группировки «Катаиб Сайид аль-Шухада» на снимке без даты. (Источник: Aboalaa_alwalae/Twitter/X)
Члены иракской вооруженной группировки «Катаиб Сайид аль-Шухада» на снимке без даты. (Источник: Aboalaa_alwalae/Twitter/X)

На фоне эскалации насилия в Газе напряженность между ливанской «Хезболлой» и Израилем неуклонно растёт. Однако, хотя на границе Израиля и Ливана происходят спорадические столкновения, полномасштабной конфронтации еще не развернулось. Вместо этого в последние дни бросается в глаза сигнал иракских шиитских вооруженных группировок о том, что они также готовы противостоять Израилю. Например, после внезапного нападения движения ХАМАС на Израиль 7 октября командир могущественной иракской группировки, поддерживаемой Ираном, появился на юге Ливана.

В этом контексте предупреждение Ирана о том, что нападение Израиля на сектор Газа может спровоцировать «открытие новых фронтов», поднимает вопросы о том, где может произойти конфронтация между иракскими группировками и Израилем – и при каких условиях. Важно отметить, что существует также перспектива того, что американские, а не израильские цели могут оказаться втянутыми в более широкий региональный конфликт.

Ливанское движение «Хезболла» отреагировало

После нападения движения Хамас на Израиль 7 октября ливанская «Хезболла» пообещала, что ее «оружие и ракеты» находятся на стороне палестинского народа. Глава исполнительного совета группировки Хашем Сафиддин 8 октября заявил , что «Хезболла» «"не будет бездействовать" перед лицом израильских атак на сектор Газа, добавив, что "это эпоха крушения фортов сионистов"».

В то же время «Хезболла» отвергла давление Запада, чтобы не ввязываться в конфликт между Хамасом и Израилем. Заместитель руководителя движения Наим Кассем 13 октября заявил, что на Хезболлу «не повлияют международные призывы» воздержаться от вмешательства в войну. Комментируя отправку США дополнительных военно-морских сил и самолетов в регион, Касем также подчеркнул: «Ваши линкоры и заявления нас не интересуют и не пугают».

Спорные границы. Границы Израиля, Ливана и Сирии уже давно являются спорными. Израиль оккупировал Голанские высоты в 1967 году и аннексировал эту территорию в 1981 году. Фермы Шебаа были захвачены Израилем в 1967 году, когда они считались сирийской территорией. В 2000 году Ливан при поддержке Сирии заявил права на фермы Шебаа.
Спорные границы. Границы Израиля, Ливана и Сирии уже давно являются спорными. Израиль оккупировал Голанские высоты в 1967 году и аннексировал эту территорию в 1981 году. Фермы Шебаа были захвачены Израилем в 1967 году, когда они считались сирийской территорией. В 2000 году Ливан при поддержке Сирии заявил права на фермы Шебаа.

Примечательно, что генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла до сих пор публично не прокомментировал войну между Хамасом и Израилем. Однако после визита в Ливан 13 октября министр иностранных дел Ирана сообщил, что Насралла «точно оценил», что, хотя «некоторые» в Ливане «могут сказать, что нам не следует вступать в войну», лидер «Хезболлы» пришел к выводу, что «в случае необходимости» следует применять упреждающие меры. можно было бы принять меры, чтобы избежать борьбы с «сионистским режимом… в Бейруте».

Тем не менее, «Хезболла» до сих пор ограничивала свои операции атаками «око за око» на израильские силы вблизи южной границы Ливана, особенно в регионах, которые, по словам Бейрута, оккупированы Израилем. Сюда входят фермы Шебаа, которые Израиль захватил у Сирии в 1967 году и которые, по словам Дамаска, принадлежат Ливану.

Сложные отношения Ирака с Израилем

Враждебность между иракскими вооруженными группировками и Израилем в эпоху после Саддама Хусейна (1979-2003 гг.) не нова. В последние годы, особенно при администрации Дональда Трампа (2017–2021 гг.), неоднократно становились объектами предполагаемых израильских авиаударов иракские группировки, поддерживаемые Ираном. Хотя на границе Ирака и Сирии произошло множество нападений, Израиль также якобы бомбил объекты глубоко внутри Ирака. Сообщается, что в июле 2019 года в результате авиаудара всего в 100 км (62 милях) от иранской границы пострадали советники ливанской «Хезболлы» и иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

С другой стороны, в ответ на предполагаемые израильские атаки внутри Ирана и авиаудары по связанным с Ираном объектам в Сирии, КСИР нанес удар по Иракскому Курдистану. В прошлом году иранские элитные силы обстреляли баллистическими ракетами резиденцию курдского нефтяного магната на окраине Эрбиля, назвав это частью операции против «израильских стратегических центров».

Враждебность по отношению к Израилю не ограничивается союзниками Ирана. Шиитский политический класс Ирака, включая премьер-министра Мухаммада-шиита Аль-Судани, широко выразил солидарность с палестинцами по мере обострения войны между Хамасом и Израилем. В знак глубины этой тенденции Ирак в прошлом году  расширил уголовную ответственность за любую форму нормализации отношений с Израилем, угрожая самым злостным нарушителям пожизненным заключением или смертной казнью.

Новый закон, принятый иракскими законодателями в мае 2022 года, налагает «запрет на установление дипломатических, политических, военных, экономических, культурных или любых форм связей» с Израилем. Законодательство, в частности, предусматривает, что оно применяется ко всем «иракским правительственным учреждениям», включая «президентство, правительство, парламент и провинциальные советы… иракских регионов», а также «иракцев в Ираке или за его пределами». Хотя эта мера была осуждена Израилем и США, даже иракские шииты, критикующие Иран, а также арабы-сунниты приветствовали этот шаг.

«Иракская Хезболла» предупреждает о конфронтации

Иракские шиитские вооруженные группировки также выразили поддержку Хамасу, особенно на фоне сигналов США о том, что внешние силы, вмешивающиеся в дела Палестины, могут пострадать.

«Катаиб Хезболла», мощная группировка, имеющая тесные связи с экспедиционным подразделением «Кудс» КСИР, через несколько часов после нападения ХАМАСа 7 октября заявила , что «откроет путь к [новым] функциям стратегического сдерживания против сионистско-американской оси». Кроме того, есть предупреждения Катаиба Сайида Аль-Шухады, отколовшегося от «Катаиб Хезболлы».

На следующий день после нападения ХАМАС на израильские общины вблизи сектора Газа лидер Катаиб Сайид аль-Шухада Абу Ала аль-Валаи заявил, что любое прямое вмешательство США в Палестину «превратит все американское присутствие в регионе в законные цели для стран Оси сопротивления». 12 октября иракский командующий в загадочном посте в Twitter/X также намекнул на своё присутствие вблизи Израиля.

«Когда ступаешь на поля сражений, на ум приходят образы всех мучеников, прошедших этот путь», — писал Валаи, настаивая на том, что «победа неизбежна». Три дня спустя он поделился фотографиями, на которых он стоит в неустановленном месте вдоль «границы Ливана с оккупированными палестинскими территориями». По мнению Валаи, целью атаки ХАМАС является «не что иное, как прекращение осады Газы и создание суверенного и независимого [Палестинского] государства». Другие требования, по словам Валаи, включают прекращение «проектов нормализации» между арабскими государствами и Израилем. «Эти цели очень скоро будут достигнуты», — заявил он 17 октября.

Третья «иракская Хезболла» - «Харакат Хезболла ан-Нуджаба» - также позиционирует себя как готовая и желающая противостоять Израилю. После атаки Хамаса иракская группировка  предупредила о «решительном военном ответе» на любое вмешательство США в пользу Тель-Авива. В частности, лидер «Харакат Хезболла ан-Нуджаба» Акрам аль-Кааби заявил, что Израиль встретит «дроны и ракеты сопротивления», если он расширит «поле боя».

Иракская вооруженная группировка в последние дни, в частности, встречалась с членами палестинского исламского джихада, а также напрямую взаимодействовала с главой политбюро ХАМАС. Цитируется, что Кааби сказал Исмаилу Хании, что «Харакат Хезболла ан-Нуджаба» «поддержит вас [Хамас] всем, что у нее есть в плане вооружения и персонала» в войне с Израилем.

Важно отметить, что иракская группа 15 октября также заявила, что «время близко и пришло» для активизации ролей каждого члена «Оси сопротивления». Следует отметить, что «ось» представляет собой созвездие действующих лиц, начиная от иранского и сирийского правительств и заканчивая иракскими фракциями, ливанской «Хезболлой», палестинскими группировками и йеменским движением «Ансарулла», более известным как хуситы.

Битва внутри Палестины или за её пределами?

Как отмечают эксперты, внутренний кризис легитимности и внутренние экономические и политические проблемы Ирана привели к тому, что «Ось сопротивления» перешла «от иерархической, ираноцентричной сети к децентрализованной горизонтальной структуре, которая способствует большей автономии ее членов». Хотя это может превратить союзников Тегерана в потенциальную обузу в определенных сценариях, это также дает Исламской Республике «правдоподобное отрицание, позволяющее дистанцироваться от провокаций своих партнеров, продолжая при этом искать их поддержки, когда это необходимо».

В этом контексте Иран особенно приветствовал ударную атаку Хамаса, одновременно категорически дистанцируясь от любой прямой роли в кровопролитии 7 октября. Например, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахян прямо подчеркнул, что Иран «не отдает приказы силам сопротивления в регионе» и что такие субъекты «принимают решения самостоятельно». Примечательно, что он также заявил, что «когда мы говорим о сопротивлении сегодня, мы имеем в виду не только "Хезболлу" в Ливане», указывая на то, что сеть альянсов Исламской Республики шире, чем когда-либо прежде.

В соответствии с предупреждениями, сделанными «Харакат Хезболла ан-Нуджаба» и другими иракскими вооруженными группировками, Иран предупредил, что «время для политических решений истекает, и возможное расширение войны [в Газе] на другие фронты приближается к неизбежной стадии». Сообщается, что командующий силами «Кудс» уже находится в регионе, чтобы «координировать развертывание» «Оси сопротивления». И поскольку перспектива регионального конфликта растет, Израиль предупредил, что он «отреагирует огромной силой». если он подвергнется нападению со стороны «иранских прокси».

Хотя по неподтвержденным данным утверждается, что до 500 иракских боевиков-шиитов добрались до Ливана и Сирии в рамках подготовки к «любому крупномасштабному конфликту, который может произойти с Израилем», ни ливанская «Хезболла», ни сирийское правительство не имеют реальной потребности в таком контингенте. Атаки иракских боевиков на базу в Сирии могут обеспечить правдоподобное отрицание, но не иммунитет от возмездия Израиля. Вместо этого, по мнению стратегов «Оси сопротивления», истинная ценность иракских вооруженных группировок может заключаться в их способности оказывать давление на США с целью заставить Вашингтон сдержать действия Израиля.

Поддерживаемые Ираном иракские вооруженные группировки поддерживают премьер-министра Судани, но, тем не менее, могут видеть эскалацию внутренних и внешнеполитических интересов против США. Таким образом, конфронтация Хамаса и Израиля может очень легко распространиться на такие места, как Ирак, вдали от Израиля и палестинских территорий. Но, как показало недавнее прошлое, попытки оказать военное давление на американские силы в политических целях — это опасная авантюра. Это вполне может спровоцировать цикл эскалации, который может быстро выйти из-под контроля.

В конце декабря 2019 года администрация Трампа санкционировала смертоносные авиаудары по объектам «Катаиб Хезболла» после нападения возле иракского города Киркук, в результате которого погиб американский подрядчик. Тогда официальные лица США заявили , что за последние два месяца обстрелу подверглись 11 баз коалиции в Ираке. Всего через несколько дней после авиаударов по Катаибу «Хезболле» американский беспилотник был использован для убийства командующего силами «Кудс» Касема Сулеймани недалеко от международного аэропорта Багдада. Инцидент поставил Иран и США на грань открытой войны.

Есть признаки того, что преемник Трампа в Белом доме, возможно, осознает эту динамику и стремится избежать повторения прошлого. Согласно иракской версии телефонного разговора между президентом США Джо Байденом и Судани от 17 октября, «два лидера подчеркнули важность сдерживания конфликта [Хамас-Израиль] и предотвращения расширения войны, учитывая далеко идущие последствия, которые она имеет. о региональном и глобальном мире». Судани также особо отметили как человека, подчеркнувшего, что «продолжающаяся агрессия в секторе Газа вызывает возмущение среди людей в регионе».

Выступая на условиях анонимности, информированный наблюдатель в регионе заметил порталу Amwaj.media, что недавние предупреждения министра иностранных дел Ирана «дословно соответствуют плану сил Кудс… либо прекращение огня [в Газе], либо серьезная эскалация». Указывая на многоуровневую конфликтную лестницу впереди, источник добавил: «Мы находимся на первой фазе… вторая фаза может начаться скоро».

Если то, что осталось в прошлом, является прологом, Байден, возможно, захочет прислушаться к замечаниям иракского премьер-министра, а также ко многим другим тревожным сигналам, появившимся по всему региону.

ВНИМАНИЕ: Дзен не показывает все мои публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи, заходите непосредственно на канал. Читайте, комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».