Сравним современное общество товарного производство с обществом, где продукт труда не принимает формы товара. Каждый производит по установленному плану свои потребительные стоимости. Каждый работник получает свою долю в предметах потребления. Поэтому общественный труд не принимает форму товарной стоимости. А следовательно , отношения не принимают вещной формы. Общественный характер частного труда из-за его двойственности (индивидуальный и общественный) выступает в форме абстрактно-человеческого труда. Труд же при социализме, есть конкретный, особый труд. Только при товарном производстве общественных характер выражается в форме равенства различных видов труда.
Из данного противоречия вытекает, что труд выступает, как свойство товара. Колебание цен и выгода складывается за спиной товаропроизводителя. Каждый участвую в создании условий формирования цен, но анархично. Таким образом продукт труда господствует над производителем. "Независимость продукта труда" - товарный фетишизм. Теперь вещные отношения господствуют над сознанием людей. Для товаропроизводителей стоимость-это естественное свойство товара. Появляется видимость, что товары получают стоимость в следствии их обмена на деньги. Товарный фетишизм глубоко проник в человеческое сознание, как глобальное явление господствующего капитализма. Следствием этого становится формирование анти-научных теорий разобранных далее.
Товар может на первый взгляд показаться простой вещью, однако при анализе видно, что он носит загадочный, даже мистический характер. По мнению Маркса, своими свойствами товар удовлетворяет человеческие потребности, а также он приобретает эти свойства как продукт человеческого труда. Однако таинственность товара заключается вовсе не в этом.
Понятие «вещь» — то же самое, что и понятие «продукт труда». Но вышеперечисленные понятия вовсе не равнозначны понятию «товар». Человек меняет все вокруг так, как будет выгодно и полезно ему. Например, как продукт труда стол сам по себе является лишь изделием из дерева. Однако уже как товар стол обладает денежным эквивалентом. Отношение человека к нему меняется, он начинает воспринимать стол как предмет, который обладает материальной ценностью. Таким образом человек наделяет вещь ценностными и стоимостными характеристиками, в результате чего она превращается в товар. А уже став товаром, вещь наделяется совершенно новым значением для человека и общества в целом. Здесь товар и приобретает загадочный характер. Одухотворяя вещь, тем самым преобразуя её в товар, человек начинает подчиняться поведению товаров на рынке. А это поведение неконтролируемо и неуправляемо человеком. Более того, товар начинает навязывать свои условия потребителю. Зачастую покупка того или иного товара не зависит от человека, она ему навязывается. Наиболее ярко мы видим это в современном обществе, где капитализм наиболее развит.