Найти в Дзене
Михаил Титов

Елена Чижова. Повелитель вещей


Честно говоря, продирался сквозь книжку с трудом. Отдаю должное «стилесложению» автора, но все-таки замечу, что текст такой плотный (по структуре, построению предложения, обилию метафор), что это мешает восприятию. Плюсом к этому минусу: ни одного героя, вызывающего симпатию. Только проникаешься к кому-то, а потом: ан нет, герой не моего романа.

В «Повелителе вещей» Чижова продолжает поколенческую тему, поднятую во «Времени женщин» и «Городе, написанном по памяти». Тут тоже в одном пространстве (квартиры) сведены три поколения: бабка, пережившая блокаду, ее дочь, бывшая учительница, вынужденная на пенсии подрабатывать уборщицей, и внук-геймер, разработчик игры «Повелитель вещей». Бабка деспотична, дочь, несмотря на возраст, до сих пор в полной психологической зависимости от «мамочки», как она ее называет, сын не жалует затюканную мать и по-своему любит бабку, но использует для раскрутки своего блога ее полусумасшедший бред, записанный на видео.

-2

Чижова вплетает в эти сложные семейные отношения еще и актуальную политическую повестку (Донбасс и Крым) и на выходе получается не только социальный, но и метафоричный роман: бабка явное олицетворение советской власти, мать - потерянное поколение, внук - странным образом поклонник исчезнувшей страны, которую он знает только по бабкиным рассказам. Он и игру населяет людьми и вещами той эпохи. (Кстати, вещами, зачастую ненужными или неиспользуемыми, обрастает и каждый из героев. Все ждут какого-то подходящего момента, чтобы найти им применение.)

Елена Чижова, фото из интернета
Елена Чижова, фото из интернета

Но каждая из этих стратегий (если они вообще есть), по Чижовой, проигрышны: бабка, ослепнув и потеряв рассудок, умирает, мать практически дословно повторяет ее судьбу, внук, которым заинтересовалась полиция, сваливает за границу, где со временем приобретает деньги и признание, но теряет жену. Весьма символично звучит их диалог, вынесенный в финал:

«И все же он удивился, когда она незадолго до смерти вдруг сказала:
- Это очень правильно, что у нас с тобой не было детей.
- Почему?
- Разве ты не понимаешь? На нас это все закончится.
Он мог бы ей возразить, сказать, не мы это всё затеяли, - но Светлана уже отвернулась к стенке, и он смолчал».

-4

От рекомендаций, пожалуй, воздержусь. Книга - явно для терпеливых и стойких духом (шучу).