Найти тему
DIVAN

ЛЮБОВЬ к трëм АПЕЛЬСИНАМ

Выставка в Шереметьевском дворце. Венеция Казановы - Петербург Дягилева (март 2023).

Март в Питере - такой сумасбродный, непонЯтный и непОнятый. Он погружает нас в пограничное состояние между Зимой и Весной. В это время питерская погода нас не балует. Ах, нет! Вот именно, что балует неожиданным, но так ожидаемым редким солнышком на суровом питерском небе. А в остальное время, вне баловства, одного только зонта для путешествия по питерским улицам и вдоль каналов мало. Нужна штормовка и болотники - здравствуй, юность экспедиционная моя! 

Март в Юсуповском саду.
Март в Юсуповском саду.
-2

Вот уже и день весеннего равноденствия прошëл, а мы всë не снимаем зимние одежды. И с надеждой поднимая лица к небу, заодно поднимаем воротники и кутаемся в шарфы, пытаясь защититься то от дождя, а то от снега. Мартовские погодные качели не дают соскучиться. И гонят нас по домам, а самых беспокойных и любопытных на выставки и концерты, по музеям и галереям, в театры, уютные кафешки и ресторанчики. И вот тут случаются настоящие открытия, погружения в другие миры и времена. Или вдруг открываются в тебе необыкновенные, раньше даже неподозреваемые способности к сопереживанию чей-то музыке, стихам, живописи, танцу... 

Одно из таких открытий: выставка в Шереметьевском дворце "Любовь к трëм апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева".

Маршрутный лист выставки и Каталог выдержаны в духе заявлений темы.
Маршрутный лист выставки и Каталог выдержаны в духе заявлений темы.

Павел Муратов, Аркадий Ипполитов + "Мир искусств" и все обитатели "Бродячей собаки", "Приюта комедиантов" и башни Вячеслава ИвАнова. Потрясающие декорации, в наушниках Глинка и Серебряный век...Это было настоящее погружение, из которого не хотелось выныривать.

Каталог выставки - это отдельный экспонат/объект- именитые авторы выбранных и специально написанных текстов и море уникальных фотографий.
Каталог выставки - это отдельный экспонат/объект- именитые авторы выбранных и специально написанных текстов и море уникальных фотографий.
-5

-6

Дягилев впервые посетил Венецию в 1890 году, возвращался туда не раз и, как он и хотел, умер там и похоронен на кладбище Сан Микеле, в православной его части. Добраться из Венеции на Остров Мëртвых можно только на водном трамвайчике по бирюзовым водам Лагуны. Рядом с могилой Дягилева могила Стравинского, создателя волшебных "Жар-птицы", "Петрушки" и "Весны Священной". Так логично - вместе взрывали мир "Русскими сезонами"и упокоились рядом, только с разницей в 40 лет. Кстати, здесь же на Сан-Микеле, только в другой части кладбища, протестанской, похоронен ещё один наш соотечественник-гений - Иосиф Бродский.

Венеция. Джудекка. В ожидании водного трамвайчика на Сан-Микеле с пересадкой на острове Мурано.
Венеция. Джудекка. В ожидании водного трамвайчика на Сан-Микеле с пересадкой на острове Мурано.
На пути на Сан-Микеле остров Мурано с инжиром в чужом саду и затейливым стеклом не миновать.
На пути на Сан-Микеле остров Мурано с инжиром в чужом саду и затейливым стеклом не миновать.
О. Мурано
О. Мурано

На горизонте Сан-Микеле
На горизонте Сан-Микеле

Сан-Микеле всë ближе
Сан-Микеле всë ближе

Мы почти у причала знаменитого кладбища Сан-Микеле
Мы почти у причала знаменитого кладбища Сан-Микеле

-13

-14

Сан-Микеле. Вход на протестанскую часть кладбища.
Сан-Микеле. Вход на протестанскую часть кладбища.
Могила Иосифа Бродского на Сан-Микеле
Могила Иосифа Бродского на Сан-Микеле
-17

-18

На могиле пуанты и предсмертные слова Дягилева: «Венеция, постоянная вдохновительница наших успокоений». Умирал он в бедности. Ни у него, ни у Сержа Лифаря, который ухаживал за умирающим последние дни его жизни, средств на похороны не было и их оплатили Мися Серт и Коко Шанель.

Могила Дягилева на кладбище Сан-Микеле
Могила Дягилева на кладбище Сан-Микеле

Именно любовь к Венеции и XVIII веку вдохновила Дягилева на создание своего мира искусств: балет, журнал, вся жизнь. Он зачитывался " Историей моей жизни" Джакомо Казановы.

Экспонаты выставки "Любовь к трëм апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева"
Экспонаты выставки "Любовь к трëм апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева"
-21

🍊"Любовь к трëм апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева" - I акт: Венеция в Петербурге Серебряного века. 🍊

"Не должно ведь существовать никаких расстояний ни во времени, ни в пространстве, когда отрешаешься от жизни. И тогда, конечно, Венеция и Петербург не дальше друг от друга, чем Павловск от Царского Села". Это слова Михаила Кузмина - поэта, прозаика, драматурга, литературного критика, композитора.

Михаил Кузмин
Михаил Кузмин

Загадочная, почти демоническая личность, впечатление от образа которого Максимилиан Волошин выразил так: "Когда видишь Кузмина в первый раз, то хочется спросить его: " Скажите откровенно, сколько вам лет? ", но не решаешься, боясь получить в ответ: " Две тысячи". Михаил Кузмин - автор пьесы "Венецианские безумцы", которую разыгрывали не профессиональные актëры, а переодевшиеся в костюмы Судейкина, светские персонажи, богема кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов", стены которых были украшены панно на венецианские темы.

-23

-24

-25

-26

Виды Венеции, Дворца дожей, собора святого Марка, Большого канала и церкви Санта Мария делла Салуте. Неизвестный автор; Лука Карлеварис (начало XVIII века); Фëдор Алексеев (конец XVIII века).
Виды Венеции, Дворца дожей, собора святого Марка, Большого канала и церкви Санта Мария делла Салуте. Неизвестный автор; Лука Карлеварис (начало XVIII века); Фëдор Алексеев (конец XVIII века).

Именно приметы венецианской жизни и искусства выбрал петербургский Серебряный век для своего образа Северной Венеции. Михаил Кузмин - это одно из действующих лиц того самого Серебряного века. Эстетика comedian dell arte и творчество Гоцци и Гольдони стали толчком, вдохновением для новаторских поисков русского театра 1910-х годов и таланта Всеволода Мейерхольда. Художник Борис Григорьев считал, что таких людей как Мейерхольд " надо в музей". Кошмарам русской действительности он предпочитал кошмар "Балаганчика".

Борис Григорьев. Портрет Всеволода Мейерхольда, 1916г.
Борис Григорьев. Портрет Всеволода Мейерхольда, 1916г.

Но первым, кто назвал Петербург северной Венецией, был Теофиль Готье и это ни у кого не вызвало восторга, даже наоборот, слишком разными были эти города. Но Готье уловил что-то, казалось, неуловимое, что потом позволило мирискуссникам и завсегдатаям Бродячей собаки, Привала комедиантов и блестящей компании, собиравшейся в башне Вячеслава ИвАнова, придумать свою "настоящую" Северную Венецию. Именно придумать и неукоснительно следовать этой своей фантазии и жить в ней и творить по фантастическим, чтобы не сказать фантасмагорическим, правилам. 

-29

Лев Бакст "Ужин", 1902 г. (Своего рода манифест русского декадентства.)
Лев Бакст "Ужин", 1902 г. (Своего рода манифест русского декадентства.)

Вот и картина Льва Бакст получила неодназначные отклики у ценителей прекрасного. Женский образ на картине выходил за рамки явилась общепринятой морали. Одинокая дама в ресторане - это вызов традициям и не зря эта картина вызвала волну критики у современников. Это что-то новое, уже не "Неизвестная" Крамского, но и не "Незнакомка" Блока, ни умильной пасторали, ни романтической загадочности, а голая, в прямом и переносном смысле, ирония. И апельсины здесь неслучайны - вот вам и отсыл к Венеции, к пьесе Гоцци, к тоске по Италии).

Этот маленький зал был как вступление/предисловие ко всей выставке. А "закадровый" голос, да ещё с намëком на итальянский акцент и музыка в наушниках только разжигали интерес и заставляли спешить в следующий зал. Но возвращение к пройденному было неизбежно - так завораживало буквально всë на этой выставке. Честь и хвала организаторам.

(Продолжение следует)