Об индийских поездах ходят легенды, наверняка многие видели фотографии в интернете, где вагоны облеплены людьми так что их не видно. Народ сидит на крышах, торчит из окон, свисает из тамбуров и даже сидит друг на друге. Все это есть, только внутри вагона, но это только потому, что контактный провод не дает им залезть на крышу. На ветках без контактной сити, уверен, они так и ездят, правда я пока еще не добрался до таких мест.
Сразу бросилось в глаза, что все электрички и поезда ходят с открытыми нараспашку дверьми, из которых спокойно торчат люди и никто не вываливается, никого не зажимает дверьми и не протаскивают, в отличие от той же России. Тут в первую очередь играет тот факт, что в больших городах пьяного индийца встретить это редкость.
Первый мой трип на поезде лежал из Мумбая в Аурангабад. По времени это заняло около 6-7 часов. Мы с Лизой(девченка с хостела) взяли билеты general class и сели в поезд. Это была начальная станция, также народу было не много, поэтому без проблем удалось занять сидячие места. Поразило что то, что вагоны хоть и старые, но с рабочими розетками, в России не каждый экспресс таким похвастаться может, уж не говоря о обычных электричках. Потолок был оснащен большим количеством вентиляторов, которые хорошо обдували и создавали комфортный температурный режим, а у нас даже в кабине машиниста не догадались поставить. В современных реалиях конечно же, все новые поезда оснащаются кондиционерами, но очень часто они не работают, а так же по всей России ходит еще много старых поездов, даже с 60х годов.
Поезд тронулся и мы отправились в путь. Потихоньку народ стал прибывать, удалось даже вздремнуть несколько часов, проснулись мы от того, что началась какая-то шумиха. Вагон уже был битком, свободного места не было, люди даже вставали в пространство между сидениями, на сиденьях старались усесться вчетвером, по краям тамбура сидели люди(и как им только не страшно вылететь?!). Торгаши ходили периодически и продавали закуски, чай, а порой и полноценные блюда. Когда кто-то ел снэки, он обязательно делился со всеми рядом сидящими. Мне доводилось видеть это много раз, в индийской культуре люди даже будучи голодными, поделятся последней крошкой хлеба. Вообще принятие пищи для них своего рода священный ритуал, они этому придают большое значение и обожают разговаривать о еде, пожалуй это их любимая тема)) Все это выглядит, будто едет одна большая семья и кушает вкусняшки. На остановках так же подбегают торгаши и продают разные ништяки через окна: масала чай, орешки, чипсы и порой даже полноценную еду.
Началась какая-то ругань, похожая на политические дебаты, из одной части вагона кричали на другую. В чем был сыр-бор непонятно. Но конфликт набирал обороты, подключалось все больше людей в эту словесную перепалку, а выдаваемые децибелы увеличивались. Молодые зачинщики стали залазить на спинки сидений, практически садясь на пассажирские головы. На одной из остановок пришла полиция с бамбуковой палкой, пооралась вместе с ними и выпрыгнула из отъезжающего поезда на ходу. К счастью у меня были наушники, и я смог изолироваться от этого переполоха, хотя временами голоса прорывались сквозь музыкальную стену. "Как же нам повезло, что заняли сидячие места" - думали мы, но спустя часа 2 дороги пришел кондуктор с обладателем билета и согнал нас.
Оказывается что билеты на электричку не как в России, купил и сел где захотел, каждое сидячее место пронумеровано и на него отдельный тип билета. General class это просто нахождение в вагоне, поэтому если находится законный обладатель места, то тебе придется встать.
Из-за массивной плотности сделать это было непросто. Уже через полчаса борьбы за удержание равновесия начали ныть затекшие ноги. Я себя ощущал, будто перед началом концерта Slipknot в Олимпийском - когда ногу поставить некуда, а толпа уносит твое тело от ног так, что ты уже не можешь стоять, буквально ложась на рядом стоящих. Мечта ног - сесть на корточки, но сделать В вагоне ор стоял порядка 3-х часов, поражаюсь возможностям их голосовых связок, как они только не словили хрипоту за столько времени.
Люди умудрялись заходить, когда казалось бы, влезть уже им некуда. Особенно поражало, когда люди заходили люди с огромными сумками и протаскивали их по чужим головам😄 Надежда на то, что народ рассосется таяла, как мороженное в печи. Кое-как нам удалось пробиться к туалету, где мы и остались. Это забавно, но более лучшее место оказалось у параши😆 Потому что там хотя бы можно было присесть на корточки около двери. А Лизе даже удалось вздремнуть. Через 3 часа мы достигли точки назначения и наконец-то вышли из этого адского аттракциона.
В другой раз я ехал на поезде дальнего следования, там плацкартные вагоны без столиков, а вместо боковых лежачих мест - сидячие. На вокзале познакомился с местным парнишкой, который был моим Прабакером. Когда пришел наш поезд, который уже кишел людьми, он умудрился залететь и забить нам 2 сидячих места. Как ему это удалось, я ума не приложу, но он явно на опыте. Не ожидал, что в такой ситуации возможно занять место, когда полный вагон людей, и такая же куча стоит, чтобы зайти. В проходе спокойно ложатся и спят люди. Через них все проходят, стараясь не наступить им на голову, как вот этот дед.
Упал посреди дороги и не волнует его ничего, еще и спит крепким сном, будто в своей мягкой кровати находится. Остальной народ ютиться и все стараются усесться по возможности. На верхних полках тоже сидят, по двое - по трое, но иногда и одиночки попадаются. Порой заходят местные детишки и устраивают небольшой перформанс: стучат в барабаны, крутят помпоном на голове, катаются по полу и прочие акробатические трюки. Таким детишкам я не смог отказать, чтобы не дать немного денег, в отличие от обычных попрощаек, они уже в таком возрасте уже зарабатывают деньги действиями, это впечатляет и трогает.
А однажды, мне предстояла поездка на 2-е суток, поэтому решил взять лежачие место, чтобы можно было спать. Время около полуночи, захожу в поезд, темно, почти все спят, в том числе и на моем месте щемят какие-то 2 паренька. Начинаю будить их и говорю: this is my place. Go away. Один из них проснулся, посмотрел на меня, махнул рукой и опять спать завалился.
Уставший с дороги, только и мечтал о том, как бы скинуть свою ношу и отправиться в мир снов, а тут ситуация испытывает мои нервы. Снова бужу парня еще более активно и показывая ему билет, указываю жестом освободить "кровать". Он немного очухался, посмотрел билет, разбудил друга и они слезли с верхней полки. Мы рокернулись, только теперь они стали искать свое место, и глядя в свой билет, вернулись ко мне, оказалось что у них указано то же самое место.
Свой билет я был вынужден покупать через агентство. Неужели они меня развели и продали липовый билет? Не хватало мне еще без места остаться и ехать двое суток где-то на полу, или в тамбуре возле параши...
-ты согнал нас с нашего места - говорит мне один из них недовольным тоном.
-это ваше место было до этого пункта, дальше вы его должны освободить - взывая к логике объясняю я им, хотя на их билете так же написано, что они до Дели едут.
-тогда где же наше место?!
-я не знаю где ваше место, это место мое
Они не стали пререкаться и куда-то ушли, я лег спать, а на утро напротив меня я увидел знакомые лица. Уж не знаю почему, но им освободили место, а может быть пассажирам пора было выходить. Еще в индийских поездах считается нормальным положить ноги на твой лежак, даже если у тебя там голова лежит. Когда им говоришь убрать, они недоумевающие смотрят на тебя с выражением лица "А что такого???", но разумеется убирают. Наверное такой жест воспринимают за высокомерие. Двое суток в поезде тяжело, но терпимо.
Резюмируя хочу сказать, что добираться на поезде в Индии то еще испытание на прочность, и не каждому оно подойдет, и не каждый выдержит это испытание. Зато это очень дешево и за какие-то 500 рупий, а то и меньше, можно от края до края доехать. Проблема еще в том, что билеты с местами разбирают обычно за месяц и остается только general class, без места. К счастью, для туристов продают специальные билеты за день до отправления, которые можно купить, если обратиться напрямую в кассу. Народу всегда много и даже в более высоком классе одно место занимает несколько человек. Но я считаю, что хотя бы раз, получить этот опыт стоит каждому!😉