Автомобили этой марки у нас в стране и раньше-то были очень мало распространены, а теперь и подавно. Онако это не повод вообще не говорить о них. Знание, как известно, сила даже само по себе, а ведь оно же потом может ещё и где-нибудь пригодиться. Пусть даже и при решении кроссвордов.
Итак, ЛЯНЧА (полное название - Lancia Automobiles S.p.A.) - итальянская автомобильная компания, названная в честь её основателя - известного автогонщика Винченцо Лянчи.
В 1906 году он вместе со своим компаньоном Клаудио Фоджолином основал в Турине фирму Fabbrica Automobili Lancia. И уже через год появился первый автомобиль под маркой ЛЯНЧА - модель 18-24 HP.
Будучи натурой творческой, Винченцо, по совету старшего брата, стал называть свои машины буквами греческого алфавита - Alpha, Dialpha, Theta, Lambda и пр. Эта традиция была продолжена и после его смерти.
Лянча стремился, чтобы его машины были не только быстрыми и надёжными, но и комфортными. Так, уже в 1913 году, начиная с модели Theta, с них было установлено электроосвещение, которое входило в базовую комплектацию (другие производители предлагали его в качестве опции).
Во время Первой мировой войны компания производила грузовики и броневики. Как это всегда бывает в подобных ситуациях, за счёт интенсификации труда было в кратчайший период создано несколько оригинальных моделей 8- и 12-цилиндорвых двигателей, а за счёт экстенсификации значительно увеличены производственные мощности (к концу войны площадь заводских территорий уже составляла 60 000 м²).
В 1921 году появился первый в мире автомобиль с несущим кузовом и независимой подвеской Lancia Lambda.
Потом Винченцо несколько отошёл от "греческой" логики и две следующие модели назвал Astura и Aprilia. В последней был установлен соединяющий двигатель и раму запатентованный механизм, благодаря которому в салоне не чувствовались вибрации силового агрегата.
К сожалению, для Лянчи Aprilia стала именно последней моделью, ибо в 1937 году он умер. Но дело его продолжили наследники - в первую очередь, сын Джанни, жена Адель Мильетти Лянча, а также компаньоны, которые постарались держать качество на уровне.
Для создания новой модели Aurelia привлекли выдающегося конструктора Витторио Яно, который ранее создал целую линейку автомобилей Alfa Romeo, а кузов проектировало ателье Pininfarina. В машине был установлен 6-цилиндровый V-образный двигатель, что стало подлинной сенсацией, ибо тогда считалось, что сбалансировать его невозможно. Однако ЛЯНЧА доказала - нет ничего невозможного.
Правда, в 60-е годы что-то пошло не так. Спроектированная конструктором Антонио Фессья (знаменитым создателем Fiat Topolino) переднеприводная машина Lancia Flavia вроде бы и была внешне не очень страшная, имела 4-цилиндровый оппозиционный мотор рабочим объёмом 1498 см³, который позже был увеличен до 1798 см³, но почему-то именно после этого компанию ЛЯНЧА решили продать. Наверное, неспроста концерт Fiat решил сделать хозяевам ЛЯНЧИ предложение, а те его приняли, хотя вполне могли бы и гордо отказаться.
Тем не менее, даже в составе Фиата создание машин под тем же брендом продолжилось, причём с сохранением традиций Винченцо Лянчи - в 1972 году на рынке появились модель Beta, потом Zeta, а совсем недавно, в 2017 году, вышла Lancia Ypsilon. Правда, она есть исключительно на итальянском рынке, в рамках принятого в 2015 году решения прекратить продвижение марки.
Важная деталь: поскольку и отец, и сын Лянчи очень любили автогонки, некоторые модели были "заточены" непосредственно под них. Например, Lancia D50 на Гран-при в Испании в 1954 году показывала очень хорошие результаты, однако сошла с дистанции из-за поломки. Позже на машине той же марки было добыто два поула и завоёван один подиум. Два десятилетия спустя году Lancia Fulvia неоднократно побеждала в чемпионате мира по ралли. Её сменила Lancia Delta, которая также выигрывала чемпионаты.
Однако в 1985 году во время "Тур де Франс" автогонщик Аттило Беттега погиб, разбившись на Lancia Rally 037. А ещё через год Хенри Тойвонен вместе со своим штурманов Серджио Кресто на Lancia Delta S4 сгорели заживо, вылетев с трассы. После этого было принято решение об уходе ЛЯНЧИ из мирового ралли.
Винченцо Лянча (24 августа 1881 - 15 февраля 1937) - итальянский автогонщик, инженер, основатель компании ЛЯНЧА.
Родился в деревне Фобелло, недалеко от Турина. С детства демонстрировал талант к математике, ему пророчили светлое будущее бухгалтера, а он почему-то заинтересовался техникой и был в восторге от появившихся в то время первых автомобилей.
Лянча стал учеником торговца велосипедами Джованни Баттиста Сейрано, который позже стал одним из основателей компании Фиат. При этом, как ни смешно, в брошюре компании, выпущенной в 1898 году, Винченцо обозначен именно как бухгалтер.
Переломным моментом стал день, когда Лянча направили помочь графу Карло Бискаретти ди Руффиа, у которого сломался автомобиль Benz. Они подружились и впоследствии граф много помогал Винченцо - в том числе, стал одним из создателей первого логотипа Lancia.
Несмотря на юный возраст, уже в 19 лет Лянча стал главным инспектором в Fiat и также был водителем-испытателем. Более того, его даже пригласили поучаствовать в гонках на машине этой компании в качестве водителя. И далее последовала серия побед.
А потом Винценцо задумал построить собственный автомобиль. Что было потом, вы уже знаете.
А умер он от инфаркта.
Берегите себя.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!