Найти тему

Байкальский тракт. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Итак, в предыдущей публикации мы покинули пределы Иркутска и устремились к юго-западной оконечности озера Байкал.

От Иркутска до истока Ангары, который мы и хотим осмотреть, около 60 км. И первые 3,5 км мы будем следовать вдоль взлетно-посадочной полосы аэропорта Иркутск.

Почему-то наш аэропорт имеет дурную славу, хотя количество летных происшествий, связанных с самим аэропортом, не так и велико. Да и параметры взлетно-посадочной полосы впечатляют. По длине она 3564 метра. Это даже больше, чем во Внуково. Или 15 место по данному показателю среди всех российских аэропортов. Аэропорт у нас действительно в черте города. Его уже только на моей памяти несколько раз собирались переносить, причем разброс новых площадок широчайший. Но такое ощущение, что это проект еще не одного десятилетия.

Основной аэропорт Иркутск. Google.Maps
Основной аэропорт Иркутск. Google.Maps

Кстати, изначально место посадки самолетов находилось совсем не в том месте, где наш аэропорт расположен сегодня. Это была деревня Боково. В наши дни этот район называется Иркутск-II. Расположен он даже на другом берегу Ангары, гораздо ниже по течению, чем центр города, откуда началась наша экскурсия. Примерно там расположен Иркутский авиационный завод. У него, естественно, есть своя взлетная полоса.

ВПП Иркутского авиационного завода. Google.Maps
ВПП Иркутского авиационного завода. Google.Maps

Известны и размеры того первого летного поля, на который приземлились в 1925 году 6 первых самолетов, выполнявших сверх дальний полет по меркам того времени по маршруту Москва - Улан-Батор - Пекин - Токио. Размер летного поля был 500 * 600 шагов, то есть намного меньше, чем современные аналоги.

А маршрут той экспедиции был реально очень протяженный. От начального до конечного пункта по прямой почти 7500 км. В составе же экипажа одного из тех самолетов был легендарнейший советский летчик Михаил Громов, который затем установит множество рекордов. До этого он, кстати, успел стать чемпионом СССР по тяжелой атлетике. А после войны всерьез увлекся конным спортом. Считается, что именно активное заступничество Громова когда-то вернуло С.П. Королева из лагеря в закрытое конструкторское бюро Туполева.

Затем в Иркутске на Ангаре долгие годы существовал гидропорт для гидросамолетов. При этом располагался он вообще практически в центре города, как раз примерно в районе Нижней набережной, откуда началась наша экскурсия. А уже в 1932 году была организована регулярная линия по маршруту Москва - Владивосток, которая проходила через Иркутск. Иркутский авиационный отряд обслуживал участок Иркутск - Могоча. Знаете присказку про Могочу, которая возникла из-за суровейших погодных условий этого района? "Бог создал Ялту и Сочи, а чёрт - Сковородино и Могочу". По прямой от Иркутска до Могочи почти 1050 км, в том числе перелет через акваторию Байкала.

Иркутск - Могоча. Goiogle.maps
Иркутск - Могоча. Goiogle.maps

В начале 30-х гг. было окончательно "забраковано" место аэродрома в Боково. И его было решено перенести туда, где он находится и в наши дни. Плотины ГЭС тогда еще не было, предвидеть частые туманы в районе ВПП летом соответственно тоже не могли. Место было достаточно ровное и вполне подходящее. Но глобальное развитие нашего авиаузла началось уже после Великой Отечественной войны. Основными направлениями для полетов были Иркутск - Москва и Иркутск - Бодайбо - Якутск. Ну а день 16 сентября 1956 года вошел в историю не только советской, но и мировой авиации. Была открыта первая пассажирская авиалиния на реактивном самолете. Им стал Ту-104, конечно. Не довелось мне полетать пассажиром на этом лайнере. Говорят, что был немного шумноват, даже по сравнению с Ту-154. Если кто-то из моих читателей имел опыт полета на Ту-104, буду рад вашим впечатлениям от этого самолета.

К нашему аэропорту протянут в чем-то уникальный объект - керосинопровод с Ангарска. Есть там Ангарская нефтехимическая компания. Именно по нему осуществляется снабжение топливом. Ну да давайте оставим уже аэропорт в стороне, а сами посмотрим, что мы видим по сторонам Байкальского тракта кроме дачных поселков, которые тут в изобилии.

Буквально через 3 километра после выезда из города, справа от трассы будет располагаться пос. Молодежный, в котором находится Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского. Один из ведущих вузов соответствующей направленности в стране.

ИрГАУ. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
ИрГАУ. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а человек, имя которого носит этот вуз, тоже личность знаковая для сельского хозяйства. Он был министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в годы СССР. Человек, проживший 101 год. Он еще дипломную работу выполнял по форсированию двигателя для трактора "Сталинец-65".

В сквере у ИрГАУ расположен памятник студентам. Там вообще достаточно хорошо учиться и преподавать: окна откроешь - тишина, птички поют. Нет этого грохота постоянного за окном, как в городе

Памятник студентам. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник студентам. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И до, и после ИрГАУ идут сплошь элитнейшие коттеджные поселки, где цена дома с участком измеряется уже десятками миллионов. И именно в этом месте на одном из заливов на Крещение у нас оборудуют купель. В прошлом году 19 января днем было около -30, но народ купался, отталкивая льдины ногами.

В прежние годы участки под дачи давали сплошь по правую сторону Байкальского тракта, то есть ближе к воде. С точки зрения садоводства, это было не очень хорошее решение, поскольку от прохладной воды водохранилища реально достаточно серьезно остывает воздух. Особенно весной, когда залив ото льда вскрывается во второй половине апреля, а то и в мае. Но возможность покупаться в заливе летом все перевешивала. В 2023 году я последний раз купался 1 сентября. У нас был ну прямо очень теплый август. Именно ночи теплые стояли. А так обычно купальный сезон заканчивается примерно 15-20 августа.

Но сегодня уже все территории, прилегающие к заливам, на расстояние 30 км от города в большинстве своем застроены. да и получить разрешение на разработку участка около воды сейчас в десятки раз сложнее, чем 40-50 лет назад, когда здесь развивалось садоводчество. А участки уже выделяют по левой стороне от трассы.

На 17-м километре будет отворот на базу отдыха нашего Университета. Этот залив называется Узкий, а потому он один из самых теплых. А еще через 4 км будет одно из известнейших в Иркутске мест проведения всяких разных корпоративов, праздников, свадеб - Елочка. И на том же повороте, но аж на 7 км от трассы (вот такого тут размера залив) поселок с очень интересным названием Патроны. Там расположена одна из метеостанций, которая обслуживала нужды иркутского аэропорта. Это уже залив Еловый.

В XIX веке здесь располагалась первая почтовая станция на пути к Байкалу от Иркутска. Еще одна была в Тальцах (но это чуть позднее у нас будет). Очень хорошо об этой дороге отзывался Чехов, когда ехал на Сахалин. Ему это чем-то напомнило Швейцарию.

После 21 км четырехполосная дорога заканчивается и дальше вплоть до Байкала будет идти в основном двухполосная, с расширениями на подъемах, которые здесь практически каждые 1,5-2 км. Вот взгляните на профиль трассы:

Профиль трассы Иркутск-Листвянка. Google.maps
Профиль трассы Иркутск-Листвянка. Google.maps

Самые высокие пики - это район 23 и 26 км. И между ними практически самое низкое место. То есть там и есть максимальный перепад высот практически. там же на подъеме к 26-му километру находится один из самых популярных родников на всем протяжении дороги. Это "Источник Счастья". Там почти всегда кто-нибудь стоит и набирает воду. Вот этот спуск и подъем в сторону города. Стандартное явление для воскресного вечера - пробка. Направо у поворота как раз и будет источник.

Байкальский тракт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Байкальский тракт. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но местные высоты не идут ни в какое сравнение с высотами на Култукском тракте в сторону Улан-Удэ. Там перевалы под 1000 метров над уровнем моря. Ну а проложили именно вот эту часть трассы именно к визиту в 1960 году Дуайта Эйзенхауэра. Помните, говоря о фонтане на сквере Кирова, мы уже вспоминали про эту историю? После скандала с американским самолетом-разведчиком над территорией СССР ни о каком визите Президента уже не могло быть и речи. А дорога осталась нам в наследство. Первые 21 км потом реконструировали, сделав разделительную полосу, как минимум две полосы в каждую сторону и многоуровневые развязки. А вот все, что после 21 км так и осталось двухполосным. Пауэрсу дали 10 лет, кстати, но уже через пару лет его обменяют на советского разведчика - Абеля. Эйзенхауэр, кстати, вроде бы извинился за инцидент с Пауэрсом, но Хрущев отозвал свое приглашение о посещении страны.

А на 36 км нам встретится деревня Бурдаковка. В 2001 году неподалеку от нее упал самолет Ту-154, заходивший на посадку в Иркутск. Этот случай станет классическим, его опишут во многих статьях, посвященных управлению этой маркой самолетов. Очень много про это писал В.В. Ершов.

А вот следующий залив - это уже сосредоточение достаточно элитной гостиницы и небольших гостевых домов. Бурдугуз. Причем внешний вид у гостиницы абсолютно непритязательный, но внутри все достаточно красиво.

Парк-отель Бурдугуз. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Парк-отель Бурдугуз. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вообще такой примитивизм абсолютно не характерен для иркутских отельеров. У нас наоборот любят построить нечто эдакое. Впрочем, этого мы еще насмотримся на Байкале.

Там же постоянно на протяжении последних лет 25 уже, наверное, один местный житель продает мед. Меняются у него только автомобили. Видимо относительно прибыльное это дело.

Еще через 4 км будет санаторий "Электра". Всё бы ничего: место хорошее, бассейн есть, но цены... И вот уже мост через речку Тальцинка и подъем с изгибом на 47-й км, где расположен музей деревянного зодчества "Тальцы".

Тальцы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тальцы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Он был одним из первых среди учреждений подобного профиля. Часть экспонатов сюда вывезли из зон затопления при строительстве ГЭС. В общем, выглядит все очень прилично. Экскурсоводы тоже рассказывают достаточно интересно. Так что, если время позволяет, то имеет смысл заехать.

Тальцы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тальцы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Еще один интересный объект будет на 49-м километре. Это музей деревянных скульптур "Лукоморье". Начинался он не от этих мест. В 25 км от Ангарска, что к западу от Иркутска, есть деревня Савватеевка. Вот там стали проводить конкурсы своего мастерства резчики по дереву. Постепенно, весь лес около детского лагеря в Савватеевке переполнился этими изделиями, и их часть вывезли на Байкальский тракт.

Лукоморье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Лукоморье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот уже впереди последняя большая деревня перед Байкалом - Большая Речка. Речка, правда, здесь совсем небольшая, но из числа встречающихся на пути из Иркутска - самая крупная. Поселок же знаменит своим зверохозяйством, где выращивают ханориков (если не сочиняют, конечно). Это смесь хорька и норки.

Ну а еще через несколько километров будет знаменитая правительственная резиденция "Ангарские хутора". Как известно, первый Президент РФ очень любил ловить рыбу. И канцлер Германии Гельмут Коль тоже любил ловить рыбу. Вот в этих краях они ее и ловили.

Буквально за 3 км до Байкала будет база МЧС - Байкальского поисково-спасательного отряда. Говорят очень хорошо оборудованное место. Ну а последний поселок перед истоком Ангары из Байкала - это Никола. На местном кладбище много могил японских военнопленных, которые были туту в послевоенные годы. Ну а сам поселок - это почти сплошь минигостиницы, гостевые дома и даже крупные отели.

Пос. Никола. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пос. Никола. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот на 63 км и находится знаменитый исток Ангары из Байкала. Он точно самый широкий в России - 864 м. Про мир - вопрос спорный. Помните наш разговор про реку Маккензи?! Ну а в истоке торчит из воды Шаман-камень. Но это будет уже совсем другая история. Мы достигли Байкала! И это ближайшее место к Иркутску с самой просто транспортной доступностью.

Исток Ангары. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Исток Ангары. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!

P.S. Если эти публикации про наш регион вам понравились, то дайте знать в комментарии, и тогда я напишу что-нибудь про другие места. А то вдруг не очень интересно, поскольку не соответствует основной тематике канала.