Неоднократно встречала в безбрежном океане Интернета критику учебника "Окружающий мир" А. А. Плешакова. Критике подвергается материал, изложенный как в учебниках, так и в рабочих тетрадях причём с 1 по 4 класс. Комментарии начинаются с самого авторского определения "окружающий мир-то, что нас окружает", которое считается антинаучным.
Изучаемые темы представляют собой обрывки информации, лишённые какой-либо системности и целостности, и часто не соответствующие возрасту ребенка. Используется масса терминов, которые детям непонятны, встречаются некорректные задания. Очень много заданий, которые необходимо выполнять при помощи родителей или обращаться к Интернету и т. д.
Мой сын третий год изучает "Окружающий мир", автором учебника является А. А. Плешаков. Я попробую понять, что в нём так раздражает общественность.
- У моего сына учебник 2013 года издания! Сравнив материал с учебником за 2023 год, вижу, что, например, темы "Наша страна-Российская Федерация" в старом учебнике нет. Значит, приобретённые мной рабочая тетрадь и тесты не соответствуют материалу учебника за 2013 год.
- В рабочих тетрадях очень много творческих заданий, на выполнение которых затрачивается много времени: напиши рассказ, нарисуй рисунок, подготовь модель. Конечно, они несут развивающий характер. Но! Мы же помним, что, например, во 2-3 классах по СанПиНу ребёнок на выполнение домашнего задания должен тратить 1,5 часа.
- Часто для выполнения задания необходимо обратиться к атласу-определителю "От земли до неба" (это, кстати, также приобретённая мною дополнительная литература в трёх книгах "От земли до неба", "Зелёные страницы", "Великан на поляне"). Их сын, по просьбе учительницы отнес в школу, чтобы пользоваться на уроках. Но этого сын не помнит, видимо, не пользуются!
- Много заданий, выполнение которых предполагает нахождение нужной информации в Интернете. В этом есть свои недостатки, но есть и плюс: школьники учатся из большого объёма материала находить нужное и составлять из него краткое сообщение.
- Есть задания, которые нужно выполнять со взрослыми. Вот и раздражается, уставший после работы родитель, которому нужно ещё узнать на ночь глядя, например: "что делается в вашем городе для охраны воздуха", "написать народные приметы, помогающие предсказывать погоду", "написать рассказ о красоте неба" и т. д.
Конечно, предмет очень интересный, затрагивает много тем, из области "объять необъятное". Будем учиться вместе со своими детьми. Всем терпения и добра!
Автор: Наталья Гасс