Найти в Дзене

Почему я “не стану покупать” или “не смогу купить” современный усилитель или “о чем молчат” производители

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как-то я писал в комментариях к своим статьям о советских усилителях про историю с другом, который купил современные усилитель и акустику.

Напомню: История произошла несколько лет назад. Я с 2019 года вновь вплотную заинтересовал винтажной советской аудиотехникой. Тогда я купил себе на Авито акустическую систему Радиотехника S90 (35АС-212) Брянского производства. Друзья незадолго до этого подарили усилитель Радиотехника 101. Акустика до сих пор используется мной, хотя я и сам приобретал, и слушал другие 35АС и Радиотехнику других моделей (но это тема для отдельного разговора). Так вот, друг частенько меня подначивал, что я слушаю старый советский хлам. По итогу он прикупил себе усилитель Onkyo примерно 2015 года (вроде как по частоте до 100 кГц верхняя граница) и акустические системы Magnat (трехполосные столбики). Я эту связку у него слышал и мне звук показался, мягко говоря, “не хорошим”. Не будем выражаться более емкими словами. Но друг не унимался и утверждал, что моя техника – советский хлам. Как-то он пришел ко мне на “стопочку чая”. Я включил свою технику. Мы послушали и цифру, и аналог. Он посидел и выдал – Да, Колян, твоя техника звучит лучше. Это притом, что в тот конкретный день у меня к акустике был подключен всего лишь усилитель Вега 120, который многие слушатели вообще в серьез не воспринимают. Надо отметить, что друг обладает музыкальным слухом и в свое время посещал занятия по фортепьяно и умеет играть на гитаре.

Рис. 1. Советский винтажный усилитель Вега 120
Рис. 1. Советский винтажный усилитель Вега 120

Уже позже он рассказал дополнение к этой истории. У нас в Томске есть салон современной аудиотехники Hi-Fi Mania. Друг приезжал к ним за акустическими проводами для подключения своей акустики к усилителю. Он поинтересовался у консультантов по поводу сравнения современного Onkyo и винтажной Радиотехники 101. В салоне ему прямо сказали, что Радиотехника 101 наверняка уделает современный Onkyo (я честно говоря, был поражен такой откровенностью со стороны консультантов).

Вот такая вот история в качестве преамбулы. Ряд подписчиков в комментариях писали, что Вега 120 – это вообще “плохой” усилитель. Тем не менее, он оказался лучше импортного современного аппарата. Я уж молчу про советские усилители высшего класса типа Кумир 001, Амфитон 002.

У меня возник когнитивный диссонанс – почему новая техника с более высокими заявленными параметрами звучит “конкретно” хуже старого советского винтажа первого класса типа Веги 120.

Я стал искать литературу по аудиотехнике, особенно, западной. И мои поиски увенчались успехом. Некоторое время назад я нашел книгу Прокофьева В.Г., Пахарькова Г.Н. Зарубежная бытовая радио-электронная аппаратура 1988 года издания из серии “Массовая радио библиотека” [1].

Рис 2. Обложка книги
Рис 2. Обложка книги

Напомним основные характеристики советского и российского усилителя Вега 120 (производство с 1987 года):

  • Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц
  • Сопротивление подключаемых АС: 4/8 Ом
  • Номинальная выходная мощность каждого канала: 10 Вт/8 Ом
  • Максимальная выходная мощность каждого канала: 20 Вт/ 4 Ом
  • Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,3 %/8 Ом
  • Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,5 %/4 Ом
  • Отношение сигнал/взвешенный шум: 66 дБ
  • Коэффициент демпфирования на частоте 50 Гц: 50 раз
  • Переходные затухания между каналами на частоте 1000 Гц: 40 дБ
  • Номинальное напряжение источника звуковых программ со входов:
  • линейного: 500 мВ
  • корректирующего: 5 мВ
  • Потребляемая мощность от сети (при 1/3 от номинальной мощности): 44 Вт
  • Размер усилителя (ШхВхГ): 430х70х360 мм
  • Вес усилителя: 7 кг

Так вот в книге описывается пара усилителей западного производства.

Первый аппарат – усилитель мощности Fisher BA-6000 (производство 1979 – 1981 годы).

Рис. 3. Импортный винтажный усилитель мощности Fisher BA-6000 (Источник изображения audiovintage.foroactivo.com)
Рис. 3. Импортный винтажный усилитель мощности Fisher BA-6000 (Источник изображения audiovintage.foroactivo.com)

Авторы [1] приводят технические характеристики этого усилителя:

  • Номинальная мощность на частоте 1000 Гц при нагрузке 4 Ом или 8 Ом: 2x120 Вт
  • Музыкальная выходная мощность при нагрузке 4 Ом или 8 Ом: 2x130 Вт
  • Коэффициент гармоник на частоте 1000 Гц при номинальной выходной мощности и полном входном сопротивлении нагрузки 8 Ом: 0.002 %
  • Эффективная полоса частот 0 – 75 000 Гц
  • Диапазон воспроизводимых частот 20 – 20 000 Гц

А также ряд других характеристик.

Чтобы еще более подтвердить эту информацию, я нашел руководство пользователя от этого аппарата

Рис. 4. Руководство пользователя усилителя Fisher BA-6000
Рис. 4. Руководство пользователя усилителя Fisher BA-6000
Рис. 5. Спецификация усилителя Fisher BA-6000
Рис. 5. Спецификация усилителя Fisher BA-6000

Второй аппарат – полный усилитель Sony TA-AX4 (производство 1980 – 1982 годы)

Рис. 6. Полный усилитель Sony TA-AX4 (Источник изображения tv-prospect.ru)
Рис. 6. Полный усилитель Sony TA-AX4 (Источник изображения tv-prospect.ru)

Авторы [1] приводят технические характеристики этого усилителя:

  • Номинальная мощность при нагрузке 8 Ом – 55 Вт
  • Коэффициент нелинейных искажений при номинальной выходной мощности – 0.005 %
  • Диапазон воспроизводимых частот 20 – 20 000 Гц
  • Эффективная полоса усиления 5 – 500 000 Гц

И ряд других характеристик.

Рис. 7. Руководство пользователя усилителя Sony TA-AX4
Рис. 7. Руководство пользователя усилителя Sony TA-AX4
Рис. 8. Спецификация усилителя Sony TA-AX4
Рис. 8. Спецификация усилителя Sony TA-AX4

Обратите внимание, что в книге [1] опечатка и серьезная. Полоса пропускания у Sony TA-AX4 на самом деле 5 – 50 000 Гц.

И вот тут я бы хотел обратить Ваше внимание, что у усилителей ДВА параметра:

  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц
  • Полоса пропускания (Power bandwidth), Гц

Диапазон воспроизводимых частот, что у Веги 120, что у импортных аппаратов 20 -20 000 Гц

Но вот параметра – полоса пропускания у отечественного усилителя нет.

Я нашел только минимальные требования к полосе пропускания в старом советском госте ГОСТ 24388-88 [2], который разработан на основе стандарта СТ СЭВ 1079-78 (1978 года).

Рис. 9. Титульная страница ГОСТ 24388-88
Рис. 9. Титульная страница ГОСТ 24388-88
Рис. 10. Таблица с минимальными требованиями к полосе пропускания по ГОСТ 24388-88
Рис. 10. Таблица с минимальными требованиями к полосе пропускания по ГОСТ 24388-88

То есть уже в 1978 году предполагалось, что усилитель первого класса имеет полосу пропускания не ниже 25 кГц при диапазоне воспроизводимых частот 20 – 20 000 Гц. Есть основания полагать, что реальная полоса пропускания советских усилителей к 1990-м годам была заметно выше минимальных требований, учитывая тот факт, что импортные аналоги самого начала 1980-х имели полосу пропускания до 50-75 кГц. Возможно, советский винтаж конца 1980-х и начала 1990-х имеет и еще более высокие показатели, так как прогресс не стоял на месте.

А что же с современными аппаратами?

К сожалению, усилителей Onkyo я не нашел в продаже в магазинах в настоящий момент (может плохо искал). В общем, я зашел на один из интернет-магазинов электроники и выбрал первый попавшийся доступный к покупке современный усилитель. Им оказался усилитель Pioneer A-10AE.

Рис. 11. Усилитель Pioneer A-10AE в одном из интернет-магазинов (цена на 22 октября 2023 года)
Рис. 11. Усилитель Pioneer A-10AE в одном из интернет-магазинов (цена на 22 октября 2023 года)
Рис. 12. Усилитель Pioneer A-10AE (Источник изображения pioneer-av.ru)
Рис. 12. Усилитель Pioneer A-10AE (Источник изображения pioneer-av.ru)

На сайте доступна техническая документация

Рис. 13. Титульный лист руководства пользователя усилителя Pioneer A-10AE
Рис. 13. Титульный лист руководства пользователя усилителя Pioneer A-10AE

В ней указаны параметры усилителя.

Рис. 14. Спецификация усилителя Pioneer A-10AE
Рис. 14. Спецификация усилителя Pioneer A-10AE

Как Вы можете видеть, производитель заявляет диапазон воспроизводимых частот до 100 кГц. Таким образом производители современных аппаратов обманывают лукавят при информировании покупателей. Не бывает диапазона воспроизводимых частот выше 20 -20 000 Гц (с небольшим отклонением в меньшую и большую сторону). И когда читаешь рекламные обзоры от консультантом по продаже современных усилителей, то они часто пишут, что винтажные усилители могли воспроизводить звук с частотой до 20 000 Гц в лучшем случае (или говорят, что полоса пропускания таких усилителей не выше 20 кГц), а современные аппараты обеспечивают диапазон воспроизводимых частот до 100 000 Гц и на две головы превосходят винтажные аппараты. Но это, как мы теперь знаем, мягко говоря, не правда. Это, в лучшем случае, полоса пропускания, которая сопоставима с аппаратами начала 1980-х годов (еще надо проверить, а нет ли и здесь обмана лукавства. Я не знаю как звучит именно аппарат Pioneer A-10AE, но я теперь догадываюсь почему советские винтажные аппараты, особенно высшей группы сложности, звучат лучше современных аналогов типа Onkyo, что купил мой товарищ. Либо советские аппараты превосходят их по полосе пропускания, либо реальный диапазон воспроизводимых частот у современных аппаратов не 20 – 20 000 Гц, а в лучшем случае в пределах 14 – 16 кГц, судя по восприятию на слух.

Итак, факты:

  • Я не знаю, как именно звучит Pioneer A-10AE
  • Но я знаю, что Onkyo у друга звучит отвратно
  • У усилителя существует два параметра – полоса пропускания и диапазон воспроизводимых частот
  • Производители современных аппаратов лукавят, указывая, по сути, вместо диапазона воспроизводимых частот полосу пропускания
  • У советских усилителей полоса пропускания тоже выше диапазона воспроизводимых частот
  • Импортные винтажные аппараты уже имели в начале 1980-х годов полосу пропускания, сопоставимую с 100 кГц у новодела

Предположения:

  • Полоса пропускания советских винтажных усилителей или сопоставима или выше, чем у современных усилителей бюджетного ценового диапазона
  • Диапазон воспроизводимых частот у ряда аппаратов из современных моделей уже, чем у советских винтажных аппаратов

Немного лирики: когда друг покупал себе Onkyo, то он в каталогах стоял по цене 40 000 рублей. А советская Вега 120 была на Авито максимум за 4 000 рублей. Я понимаю, что Onkyo новый с завода аппарат, а Вега 120 в лучшем случае после восстановления и, возможно, периодически будет требовать ремонта. Тут дело даже не в том, что Вега 120 в десять(!) раз дешевле, а в том, что заплатить за Onkyo в десять(!) раз больше и слушать отвратный звук я не готов. Прослушивание музыки на таком аппарате однозначно не принесет удовольствия. Поэтому мой выбор – винтаж. Кому то больше по душе советский винтаж (как мне), кому то импортный. Но современный бюджетный аппарат я брать не буду. Просто не вижу смысла, если Ваша цель – качественный звук. Если, конечно, Вы слушаете шелест купюр при расчете за аппарат (а не музыку), то Вам прямиком за современными аппаратами. Речь идет об относительно бюджетных аппаратах стоимостью до 100 000 рублей. Хотя я уверен, что найдутся аппараты и с достойным звуком и более высокими параметрами. Но цены у них будут совсем уже не бюджетные и для меня не подъемные. Иначе выставки Hi-End аппаратуры бы не проводились. Прямо сейчас в Москве идет выставка Hi-Fi & Hi-End Show 2023. Было бы интересно послушать аппараты с этой выставки, но пока не судьба. Но, как сказал, на такие аппараты денег попросту нет. А качественный звук хочется слушать сейчас.

Я привел аргументы почему я никогда “не стану покупать” или “не смогу купить” современный усилитель, а также “о чем молчат” производители.

На сегодня всё!

До встреч на волнах интернета!

Литература

1. Прокофьев В.Г., Пахарьков Г.Н. Зарубежная бытовая радио-электронная аппаратура. М.: Радио и связь, 1988. 240 С.

2. ГОСТ 24388-88 (СТ СЭВ 1079-78). Усилители сигналов звуковой частоты бытовые. Общие технические условия. М.: Государственный комитет СССР по стандартам. 1988. 11 С.