Воспоминание первое. На базу отдыха «Сосенки», что под Уфой, с шумом и гамом приезжает на гастроли театр-студия «Поколение». Вообще-то она базируется в ДК «Синтезспирт», но летом в порядке шефской помощи выезжает в дом отдыха - развлекать заводчан. На этот раз привезен спектакль «Слуга двух господ» Карла Гольдони, в постановке руководителя студии Галины Неволиной. Непредвиденная ситуация в лице срочного ввода на роль решена – главного персонажа, Труффальдино, должен играть студент Уфимского института искусств Саша Гусаров. Его задача – до вечера выучить текст. Когда темнеет, отдыхающие чинно рассаживаются около большой эстрады, и начинается что-то невероятное. Труффальдино - брюнет с тревожно-фиалковыми глазами, одетый почему-то в полосатые штаны и зеленую жилетку, носится среди зрителей с огромными кастрюлями, поварешками и самоварами, вынесенными предварительно из столовой, находится одновременно в пяти местах и говорит с жутким американским акцентом: «Один мой друг был в Россия. И его там насмерть съесть комары!» Одним словом, текст Гольдони так и не понадобился…
Воспоминание второе. Три года спустя, Санкт-Петербург. Проучившись год в Уфе, у прекрасного режиссера и педагога Павла Романовича Мельниченко, Саша переводится в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Но уходит и оттуда, едва узнав, что студия клоун-мим театра «Лицедеи» набирает студентов. Наша встреча происходит в старинном питерском доме, где находится репетиционный зал «Лицедеев». Внизу – «Чаплин-клуб», с маленьким уютным кафе, где часто выступают артисты. Студент «Лицедей-лицея» Александр Гусаров ищет свой клоунский образ («Пока это тип такого подозрительного клоуна, который ходит во фраке и косится на всех: "И чего вы тут делаете?"») и рассуждает, почему он так и не стал артистом кукольного театра:
- Старый кукольный театр с ширмами и прыгающими зайчиками уже никому не интересен. Сейчас кукольный театр- это особый способ мышления. Существует такое понятие, как традиция театра. Можно прочитать Пушкина или Маяковского в традициях театра «Лицедеи», с его клоунадой и особым, трагическим юмором. «Лицедеи» – это удивительный коллектив: здесь работают все мои друзья, и помимо «производственных» отношений нас связывает человеческая дружба. Чувство сцены развито у всех максимально, каждый понимает, где он схалтурил, а где, наоборот, выложился по полной…
Воспоминание третье. Москва, круглый зал Центрального дома художника. Саша пригласил бывших участников «Поколения», что живут в Москве, на спектакль «Покатуха». На сцене – безумно-логичный город, в котором небо сушится на бельевых веревках, луна и звезды светят прямо из кирпичной кладки, фонарный столб крайне гибок, а воздух наполнен радужно-ностальгическими мыльными пузырями. Как и все постановки «Лицедеев», эта составлена из «БЯК» – этюдов, которые сначала репетируются одним человеком или небольшой группой, а потом показываются на предмет вхождения в общую канву. Саша показывает номер, по которому его потом все будут узнавать: человек с продетой через рукава лыжной палкой показывает чудеса гуттаперчивости. Он не только с легкостью выпивает стопку и закусывает, но и с наслаждением закуривает. Этюд этот совсем не прост, в нем есть глубинный смысл. Возможно, здесь демонстрируется даже не «ловкость рук» (в данном случае – всего тела), а победа духа над материальными желаниями.
После оканчивающего спектакль зажигательного номера «Баня», где все «Лицедеи» под бесшабашные вопли группы «Слэйд», выбегают в зал, чтобы настоящими вениками «попарить» мыльной пеной визжащих зрителей, грустный Саша, в красных панталонах до колен, весь в мыле и босиком, выходит в фойе ЦДХ. Не меняя бесстрастного выражения лица, он проходит мимо восхищенных дев, и дарит им конфеты «ириски»…
Воспоминание четвертое. Санкт-Петербург. Сдача нового спектакля «Семьянюки», в котором играют выпускники «Лицедей-лицея», влившиеся в основной состав труппы. Старшее поколение не зря называет талантливую молодежь более «рокерскими», чем были они сами. Легко можно назвать их и «панковскими», ибо юмор «Семьянюков» одновременно и черен, и лиричен. Клоуны играют семью, где все с затеями, и у всех все не слава Богу. Тем не менее, многие ситуации понятны и родны. Александр играет Отца семейства – многотерпеливого, вальяжного. Единственная его отрада, – отвязавшись от бесчисленных детей, прихватить увесистую кружечку пива, которая, будучи выпитой, от одного его томного взгляда снова начинает заполняться. Гомерически смешные моменты сменяются печальными, – Папаша уходит из дома. Дети ищут его, заглядывают в лица зрителей, и – не находят. Но в итоге все заканчивается хорошо, трогательной встречей с блудным отцом. Рассказывают, что на гастролях в Китае, когда Отец рванул было из семьи, к нему подошел маленький мальчик и не пустил. Дергал за карман так, что оторвал его. На помощь малышу пришли другие дети, так что пришлось артистам срочно форсировать события и вести к счастливому финалу...
Воспоминание пятое. Александр Гусаров по-прежнему работает в «Лицедеях». У него семья: жена - актриса Александра Иванова, работает в театре «Потудань». Сын Саша учится в школе. В ответ на вопрос «Не многовато ли Саш на одну семью?», Александр отвечает «Нет, нормально. Бывает, конечно, если зовут Сашу, то откликаются сразу все». Этим летом увидеть его не удалось: Гусаров был на гастролях во Франции. Зато получилось взять блиц –интервью с помощью интернета:
- Сделали ли "Лицедеи" за прошедший год какой-нибудь новый спектакль?
- Нового спектакля пока не сделали, но работа постоянно идет.
Сейчас в репертуаре театра три спектакля, все они играются с большим спросом и успехом по всему миру.
- В каких странах вы побывали в последнее время, и какое из путешествий произвело наибольшее впечатление?
- Гастролируем мы много, за два последних года были во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Австрии, Америке, Канаде, Китае, Таити и Новой Каледонии, может быть еще чего-нибудь забыл. Самое яркое впечатление - Таити, рассказывать бесполезно, там рай.
- Помнится, ты в качестве режиссера начинал сотрудничать с фестивалем кукольных театров. Продолжилось ли это?
- Идеи и желание есть, но пока со временем беда, гастролирую много. Но, когда появится возможность, обязательно что-нибудь в кукольном театре поставлю. Кукольный театр - моя любовь, и бросать я это дело не собираюсь.
- Виделись ли вы с Полуниным в его последний приезд в Москву?
- Нет, дороги у театра со Славой уже восемнадцать лет разные. Каждый живет самостоятельной полноценной жизнью. У него свои дела, у театра - свои.
- Происходит ли ваше - как театра, так и твое личное, общение с телевидением, кино?
- Периодически общаемся с телевидением, опять же из-за гастролей получается не так часто, как хотелось. Последний наш эфир был на СТС в передаче «Хорошие шутки» 10 января.
Элла Молочковецкая