Герберт Уэллс «Машина времени»: роман, из которого "выросли" антиутопия и хронофантастика

245 прочитали

Антиутопия (дистопия) - жанр, который сегодня известен всем и каждому. Принято считать, что он начался с «Мы» Евгения Замятина. Но на самом деле «звоночки» антиутопий были еще раньше, в конце 19-го века. Одно из первых таких произведений - роман Герберта Уэллса «Машина времени», впервые изданный в 1895-м году.

Обложка книги - Ozon.ru
Обложка книги - Ozon.ru

Сюжет. Группа умных (и ученых в том числе) мужей собираются вместе, чтобы выслушать рассказ Путешественника во времени - безымянного главного героя, который получил возможность рассекать пространство и ткань бытия с помощью специальной машины.

Восемь дней он провел в мире очень далекого будущего, в 802 701-м (!) году. Это приключение оказалось и невероятным, и незабываемым, и… трагичным. Ибо развитие общества привело к тому, что мир этого самого далекого будущего - безапелляционная и безысходная антиутопия, в которой вдобавок человечество глобально деградировало. Вместо одного «Человека разумного» на Земле теперь живут два вида - элои и морлоки. Ни те, ни другие не владеют мышлением и сознанием в привычной нам мере. 

Оригинальная обложка книги - Википедия
Оригинальная обложка книги - Википедия

Элои похожи на детей, живущих в идиллическом мире - кажется, им совсем неведом страх, неведома злость и ярость, они милы, добры и трогательны. Они держатся вместе, но при этом не бьются друг за друга, не спасают, если кто-то из них оступился или начал тонуть - кажется, что им это то ли не приходит в голову, то ли они не понимают, зачем так делать. И еще они все тревожно относятся к темноте, но то ли не могут объяснить, почему - то ли искренне не знают

Главный герой делает предположение, что элои - это результат эволюции людей, которые век от века жили все лучше и благополучнее, и потому абсолютно утратили необходимость и аналитически мыслить, и бороться за выживание. Он решает, что человечество достигло абсолютного покоя и счастья. Но он ошибается. 

«Там, где нет перемен и нет необходимости в переменах, разум бездействует» (с)
«…там, где народонаселение достигло равновесия, где насилие – редкое явление и о потомстве заботится государство, является меньшая необходимость, даже нет никакой необходимости в существовании семьи» (с)
«Без сомнения, в таком мире не было ни проблемы безработицы, ни нерешенных социальных вопросов. А за всем этим последовал великий покой» (с)
«Чрезмерная обеспеченность жителей Верхнего Мира привела их к постепенной дегенерации, к общему вырождению в росте, силе и умственных способностях» (с)


С
морлоками и герой, и читатель столкнутся гораздо позднее. Вскоре после того как машина времени пропадёт, а элои не смогут объяснить, в чем дело, выяснится, что есть еще одна форма жизни. Они активны ночами, живут под землей и выбираются наружу по колодцам. А еще, в отличие от элоев, неплохо разбираются в технике. Герой, столкнувшись с этими существами, которых окрестил морлоками, делает вывод, что так эволюционировал рабочий класс. И вскоре ему открывается истинная картина этого мира, положение вещей, которое никак не изменить.

«Мне стало горько при мысли о том, как кратковременно было торжество человеческого разума, который совершил самоубийство» (с)
«Физическая храбрость и воинственность не помогают, а скорее даже мешают жизни цивилизованного человека» (с)
«Таким путем человек Верхнего Мира пришел к своей беспомощной красоте, а человек Подземного Мира – к своему чисто механическому труду» (с)

Нейросеть Kandinsky 2.2 считает, что это морлоки)
Нейросеть Kandinsky 2.2 считает, что это морлоки)

Герой, конечно, пытается это всё изменить. Он вмешался в этот уклад жизни с самого начала - невольно, а дальше стало больше. Потому что у него теперь появилась подруга или, наверно, правильнее сказать, аллюзия на домашнего питомца - Уина, элой, которую он спас от гибели. Уина беззаветно и даже не по-детски - по-щенячьи - привязалась к Путешественнику, и это ничем хорошим не закончилось. Для них обоих. 

Как несложно догадаться, главный герой все-таки отвоевывает свою машину времени и возвращается в свою реальность - раз рассказывает об этом собравшимся, но это получилось не легко и не просто. Цена оказалась высока.

Машина времени из произведения Уэллса по версии нейросети Kandinsky 2.2.
Машина времени из произведения Уэллса по версии нейросети Kandinsky 2.2.

Личные впечатления. Сегодня, в 2023-м году, в 21-м веке это произведение воспринимается неоднозначно. Прежде чем начнется, собственно, путешествие во времени, придется в буквальном смысле продраться сквозь рассуждения героев, которые в основном повествовании роли не играют и вообще из него исчезают до самого финала. Суть и смысл их исключительно в том, чтобы их устами поговорить о науке, высказать сомнения и предположения по поводу тех или иных теорий, объяснить читателю математику, физику и иже с ними. Честно скажу, эта часть воспринимается очень скучно, не сказать бы, нудно. Что ж, тогда так писали. Это просто нужно пережить - дальнейшее того стоит.

Как только мы попадаем в будущее и сталкиваемся с этим странным, обманчиво идиллическим обществом, сюжет увлекает, захватывает и вызывает чувство тревоги. Вместе с главным героем, которого занесло в абсолютно непонятный, чуждый ему мир, где даже нормально ни с кем не объясниться, мы испытываем чувство глубочайшего, осязаемого одиночества, пытаемся разобраться, и чем дальше мы движемся, тем больше охватывает чувство тревоги. Вначале оно смутное, потом нарастает, а когда становится ясно, как здесь все устроено, по коже мороз. Далее нас и вовсе ждет хоррор, а потом - трагичная безысходность, от которой уже никуда не денется ни главный герой, ни читатель.

По версии нейросети Kandinsky 2.2 это Путешественник во времени, главный герой произведения Уэллса
По версии нейросети Kandinsky 2.2 это Путешественник во времени, главный герой произведения Уэллса

Интересно, что по субъективным ощущениям на выходе «Машина времени» оставила меня примерно с тем же ощущением, что «Аэлита» Толстого: герой осваивался в новом мире, никак не смог на него повлиять, пережил там привязанность и утрату, вследствие чего абсолютно перепахан, надломлен и вряд ли будет прежним. И при этом он возвращается в привычную жизнь, в мир, который был "до" и этот мир, в отличие от героя, никак за это время не изменился. Здесь ничего не случилось. Здесь никто не понимает и не поймет.

Но нужно сделать важную оговорку: у Толстого гораздо более эмоциональное, художественное произведение. У Уэллса, в первую очередь, философские размышления главного героя (и автора через него, разумеется) о том, что ждет человечество в будущем, если классовое неравенство продолжит усиливаться вместе с техническим прогрессом. И динамика повествования, и эмоциональные акценты значительно уступают этим самым размышлениям.

Мы забываем о законе природы, гласящем, что гибкость ума является наградой за опасности, тревоги и превратности жизни. Существо, которое живет в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в простую машину. Природа никогда не прибегает к разуму до тех пор, пока ей служат привычка и инстинкт. Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает. Только те существа обладают им, которые сталкиваются со всевозможными нуждами и опасностями (с)

Герберт Уэллс. Изображение взято с mirf.ru
Герберт Уэллс. Изображение взято с mirf.ru

Чтобы понимать, почему «Машина времени» такова, и вообще правильно воспринимать эту книгу, нужно помнить важные вещи и о самом Герберте Уэллсе, и о времени, когда произведение написано. Во-первых, Уэллс был убежденным социалистом, выходцем из небогатого слоя общества, того самого "рабочего класса". Во-вторых, размышления о судьбе цивилизации в контексте непримиримого противостояния "угнетенных и угнетателей" в конце 19-го века были весьма популярны. Этого касались многие мыслители, и есть мнение, что их труды оказали сильное влияние на молодого Уэллса. В частности, речь о теории "социального вырождения" и романе "Грядущая раса" (1871 год).

Так, например, в изначальной версии «Машины времени» был фрагмент о перемещении Путешественника в еще более далекое будущее, совсем нелицеприятное для людей. Там по пустынной равнине скачут похожие на кроликов зверьки, покрытые шерстью. Оглушив одного из них, герой с горестным изумлением узнает, что это потомок человека - а потом наблюдает гигантских членистоногих, которые этими зверьками питаются. Читателю предлагается печальный вывод: насекомые в далеком будущем превзошли человека в эволюционном процессе, а люди выродились до состояния их беспомощной пищи. Этот фрагмент был удален редактором рукописи, потому что, по его мнению, так люди выступали в совсем нелицеприятном и безнадежном свете. Поэтому в окончательной версии произведения, дошедшей до нас, есть только две остановки - когда Солнце уже красный гигант, и единственная форма жизни - гигантские многоножки, а потом уже когда нет и их. Только безжизненная пустыня.

Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2.
Иллюстрация от нейросети Kandinsky 2.2.

На мой субъективный взгляд, такая редакторская правка была излишней. У Уэллса даже по двум следующим прыжкам без "людских деталей" ясно, что человечеству в мире будущего места нет, и оно обречено на самоуничтожение. Но, видимо, для 1895-го года это был перебор. Это мы в 2023-м уже чего только ни читали, ни писали и ни смотрели.

Но, кстати, без «Машины времени» Герберта Уэллса мы бы, скорее всего, далеко не продвинулись. Этот роман, выросший из его же более раннего рассказа «Аргонавты времени» (1888), ввел в фантастический жанр саму идею путешествия во времени с помощью специальной машины. А дальше ее уже начали использовать налево и направо и продолжают по сей день. Так что можно сказать, именно Уэллс создал направление хронофантастики. Хотя он, по собственным заявлениям, свое произведение научным не считал. Считал, что размышляет о судьбе человечества и предостерегает общество в художественной форме.

В нашей стране «Машина времени» впервые вышла через пять лет после издания на родине, в 1900-м году. Тогда ее назвали «В глубь веков» и опубликовали в журнале «Россия». Позже книга неоднократно переводилась и переиздавалась.

Роман высоко ценили современники. В частности, вот, что о нем писал Евгений Замятин, автор знаменитой антиутопии «Мы»:

...сказочные племена морлоков и элоев — это, конечно, экстраполированные, доведенные в своих типических чертах до уродливости два враждующих класса нынешнего города… [Уэллс] видит будущее через непрозрачную завесу нынешнего дня. Здесь не мистика, а логика, но только логика более дерзкая, более дальнобойная, чем обычно» (с)


И не поспоришь.

Еще олна обложка книги - Ozon.ru
Еще олна обложка книги - Ozon.ru

Пора подводить итоги. «Машина времени» - не лучшее произведение Герберта Уэллса, но, бесспорно, знаковое и важное. Я считаю, что с ним важно и полезно ознакомиться всем истинным любителям фантастики. Всегда интересно знать, с чего все начиналось - в данном случае, антиутопии и путешествия во времени с помощью специальных устройств, особых машин. Рекомендую к прочтению олдскулам и ценителям классики, но призываю обращать внимание на описанные выше нюансы и ни в коем случае не ждать лихой экшн с сюжетными твистами. А еще, пожалуй, это та книга, которую стоит читать глазами, а не слушать в режиме аудио (как сделала я). Иначе есть риск на первых главах - беседы до рассказа Путешественника - либо уснуть, либо выключить и больше не включать.

А вот и обложка букинистического издания. Ozon.ru
А вот и обложка букинистического издания. Ozon.ru

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!