Кстати, человек с клиповым мышлением не сможет дочитать эту статью до конца :) Почему? Поймёте после прочтения статьи!
В одной из наших статей мы уже рассказывали о том, какие есть последствия после появления у ребёнка телефонной зависимости. Некоторые из них — это социальная изоляция, проблемы со здоровьем и психологические расстройства. Но есть ещё одно — выработка клипового мышления. К слову, подвержены этому не только дети, но и взрослые.
Клиповое мышление — это тип мышления, при котором информация к человеку поступает несвязными частями, а её анализ часто поверхностный. Антоним клипового мышления — линейное мышление.
Как понять, что у вас или вашего ребёнка есть клиповое мышление?
Сложность в повествовании и отклонение от темы в диалоге. Идеи мелькают так же ярко и быстро, как ТикТок. У детей также часто встречается проблема быстрой и неразборчивой речи.
Быстрая утомляемость от монотонной работы, желание отвлечься на телефон или другие дела. Ребенок не может читать книгу, неусидчив и не концентрируется на одной задаче.
Ощущение спешки, беспочвенная тревога, желание успеть всё и сразу. Интернет приучил нас к частой сменяемости картинки и ребёнок не запоминает информацию, у него есть сложности с выполнением уроков, он хочет быстрее их сделать.
Сложность в прочтении книги или просмотре фильма. Несмотря на то, что это ваш досуг, вы стараетесь сделать его полезным, успеть пропылесосить или ответить на рабочую почву — это многозадачность, от неё быстро приходит утомление. Также есть желание поставить видео на YouTube на небольшое ускорение.
И это только некоторые симптомы клиповости мышления!
После появления гаджетов и электронных рекламных баннеров информация большим потоком начала завладевать нашим вниманием. Бесконечные яркие мерцающие баннеры на улице, уведомления в телефоне и сайтах начали раздражать мозг и загружать его бесполезной информацией. Чтобы не перегружаться, наш мозг перевёл себя в состояние автономности, и реклама, которой пестрят улицы, вами автоматически забывается, если, конечно, вы сами не хотите её запомнить. Мозг не умеет отличать полезную информацию от бесполезной и включает фильтр не запоминать какие-то вещи. У детей могут возникать проблемы с запоминанием домашних дел или выучиванием уроков.
В социальных сетях происходит примерно то же самое:
Ребёнок листает ленту с картинками, лайкает её, отвлекается на комментарии, потом ему пишет приятель, он сразу переходит на уведомление, отвечает на сообщение и уходит обратно в ленту или другой мессенджер. Все эти действия он делает машинально и не понимает, как много энергии тратит его мозг на бессмысленные действия.
После появления коротких видео — клипов, в частности такой соцсети как TikTok, проблема клипового мышления участилась. Если кто ещё не знаком с ТикТоком, то это приложение с короткими сменяющимися видеороликами длиной около 15-ти секунд. Туда снимают всё, от рецептов до челленджей и танцев, а специальные алгоритмы настраивают рекомендации так, что ребёнок видит чаще то, что ему интересно. Например, видео с популярными блогерами или смешные мемы.
Проблема ТикТока заключается в том, что мозг при просмотре этих роликов вырабатывает дофамин, который завладевает организмом и требует ещё, а ребёнок не может отвлечься от этого доступа к дешёвому дофамину и продолжает постоянно сидеть в телефоне. Так развивается зависимость. Также появляются проблемы с запоминанием ребёнком информации, потому что её мозг отсеивает как «ненужную».
Хотите узнать, как направить клиповое мышление в хорошее русло и научиться справляться, если клиповое мышление уже есть у вас или вашего ребёнка? Подписывайтесь на наш канал. Также пишите, если дочитали статью до конца и скажите, а было ли вам сложно? Есть ли у вас или вашего ребёнка склонность к клиповости мышления?