Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Все вы знаете, что на наших железных дорогах распространены «пернатые» названия поездов: есть и «Сапсан», и «Орлан», и «Ласточка», и «Иволга». Раньше ещё скоростной «Стриж» был. Однако, существуют ещё также поезда, которые называют «кукушками» или «подкидышами». Но, в этом случае, такое название - неофициальное. Впрочем, про эти поезда я расскажу в этой статье.
Поезда-кукушки в настоящее время
Как вы знаете, пассажирские поезда бывают дальнего следования (в том числе скорые, скоростные, высокоскоростные и обычные), а также пригородные. Подвижным составом, который обслуживает пригородные маршруты, чаще всего являются электропоезда - электрички. Ездят они на сравнительно небольшие расстояния (до 200 километров, как правило), а также следуют со всеми остановками.
Однако, далеко не везде есть контактная сеть, которая является источником напряжения для работы электродвигателей и другого оборудования электропоезда. Ну а пассажиров, всё таки, надо как-то возить - от условной деревни до районного центра.
В последнее время на неэлектрифицированных участках для местного сообщения применяются дизель-поезда (рельсовые автобусы) малой составности - РА2 и РА3 «Орлан». А вот там, где рельсовых автобусов нет, применяется простая схема - тепловоз и два-три вагона.
Как правило, эти вагоны представляют собой либо плацкартные, либо сидячие вагоны. Также, как вариант - общий вагон. Про общие вагоны более подробно я давно писал здесь:
И вот как раз такие поезда, которые состоят из тепловоза и пары вагонов, перемещающиеся по малодеятельным линиям - называются «кукушками», либо «подкидышами». Также ещё довольно распространено название - «поезда с тётками». Последнее связано с тем, что если в обычной электричке пару контролеров на весь поезда, то в «кукушках» - проводница на каждый вагон.
Откуда пошло название «кукушка»?
Точное происхождение названия неизвестно, однако, наиболее правдоподобная версия заключается в том, что в паровозные времена, свистки малосильных паровозов (узкоколейных или танк-паровозов) были больше похожи на звуки, издаваемые кукушкой, нежели на стандартное паровозное «ту-ту». Про танк-паровозы я рассказывал вот тут:
Происхождение термина «поезда-кукушки» относят к 1864 году, когда открылось пассажирское движение на участке Петергоф - Ораниенбаум в окрестностях Санкт-Петербурга. При этом, между этими станциями было несколько пассажирских платформ, так как в этой местности были густые дачные массивы.
Спрос на пассажирские перевозки был высоким, однако поезд шедший из Санкт-Петербурга не мог останавливаться на каждой из этих платформ. Поэтому руководством дороги в дачный сезон запускался дополнительный местный поезд, который развозил публику по дачам от станции Старый Петергоф.
Этот поезд состоял из танк-паровоза и всего одного, на минуточку, двухэтажного вагона. Поезд назначался только в дачный сезон и являлся нештатным, также его обслуживала нештатная локомотивная бригада. Поэтому машинист, на потеху публике, позволял себе некоторые «вольности» - хлестал паровоз самодельным кнутом с криком «Но, поехали!». А дополнительно ещё использовал свисток. Как вы помните из абзаца чуть выше, свисток танк-паровоза больше похож на звуки кукушки, чем на привычный паровозный свисток.
Ну и вкупе с этим, а также поведением машиниста, дачная публика прозвала этот поезд «Кукушкой», ну а дальше, по аналогии, «кукушками» окрестили все остальные поезда, состоящие из одного - двух и курсирующих по областным маршрутам.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!