Экранизация знаменитой серии гоночных симуляторов примечательна тем, что её снял Нил Бломкамп – режиссёр, долго боровшийся за право снимать только то кино, которое ему интересно, но в итоге закончивший самым что ни на есть шаблонным голливудским проектом (правда, в хорошем смысле).
История, основанная на реальных событиях, рассказывает о простом валлийском пареньке (разумеется, мулате), одержимым гоночными автомобилями. Правда, приблизиться к миру ревущей роскоши ему не суждено – он не из того социального слоя. В итоге герой сублимирует, играя в Gran Turismo, и добивается выдающихся виртуальных успехов.
В это время в компании Nissan решают воплотить в жизнь дерзкий проект: научить гонщиков-геймеров водить настоящий автомобиль, а потом пропихнуть лучшего из них в реальные автогонки. Это должно привлечь к японскому бренду многомиллионную геймерскую аудиторию, которая, вдохновившись примером одного из своих, кинется покупать настоящие машины.
В итоге наш валлийский герой попадает в тренировочный лагерь лучших виртуальных пилотов и пытается стать тем самым «единственным». Помогает ему в этом, как водится, разочаровавшийся в жизни тренер (Дэвид Харбор), когда-то давно тоже крутивший баранку на автодроме, но упустивший свой шанс.
«Гран Туризмо» – классно сделанный фильм о гонках и погоне за своей мечтой, которому не хватает совсем немного драматизма, чтобы сравняться с лучшими картинами гоночного жанра последних лет, такими как «Гонка» (Rush) и «Форд против Феррари» (Ford v Ferrari). Слишком уж гладко катится по сюжетной трассе карьера главного героя, да и соперники у него какие-то невзрачные, так что в основном он соревнуется сам с собой. И всё же это тот случай, когда голливудский шаблон применён как надо – в результате зритель получит всю причитающуюся ему дозу эмоций и останется довольным в финале.
Удивительно только, что снял «Гран Туризмо» Нил Бломкамп – южноафриканский режиссёр с очень необычной карьерой. Прорвавшись к вершинам славы с новаторской социальной фантастикой «Район №9» (District 9), он и дальше пытался делать кино в этом жанре, но после пары слабеньких картин («Элизиум: Рай не на Земле» и «Робот по имени Чаппи») потерял доступ к голливудским бюджетам.
Однако это его не остановило: Бломкамп начал снимать фантастические короткометражки, выкладывая их на свой ютуб-канал Oats Studios в расчёте на то, что кто-то даст ему денег на превращение одной из этих заготовок в полноценный фильм. В среднем эти короткометражки талантливее, чем среднестатистическая голливудская фантастика, но в продюсерском сообществе не нашлось никого, кто бы это оценил.
В период пандемии Бломкамп попробовал себя в модном жанре хоррора, также сняв вполне новаторский фильм, «Демоник» (Demonic), который, однако, был встречен полным непониманием. В итоге режиссёр сдался и перешёл к чисто зрительскому кино – но боролся он, надо отдать ему должное, достойно.
В этом смысле Бломкамп оказался не главным героем своего последнего фильма, а скорее тренером, подававшим когда-то большие надежды, но упустившим свой шанс. Правда, в отличие от него, южноафриканский режиссёр по меркам своей профессии ещё мальчик – ему всего-то 44 – так что, вполне возможно, новые триумфы ещё впереди. И кто знает, может быть, снимая «Гран Туризмо», он хотел тем самым подбодрить не армию геймеров (у которых сейчас есть развитая индустрия киберспорта, так что никакой «реал» им даром не нужен), а самого себя.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.