Найти тему
Библиодичь

А.Красников, серия «Забытые земли» (7,5/10)

Андрей Красников, серия «Забытые земли» (законченная серия, 4 тома)

7,5/10

Несмотря на рассуждения о «первом блине» в авторском предисловии к первой книге, серия получилась намного приличнее, чем средняя самиздатовская LitRPG. Легкий язык, неплохой (в рамках жанра) сюжет, отсутствие каких-то откровенно раздражающих моментов, «ровное» повествование. И вот в этой вот «ровности» и плюсы, и минусы серии, о которых поговорим чуть позже, а сейчас о немного сюжете.

Все традиционно для жанра. Герой ложится в капсулу, чтобы приятно провести время, и с головой окунается в многочисленные приключения. Мир меча и магии, качает герой слегка колдующего рогу, поэтому основная активность ГГ строится на принципе «прокрался – утащил» и «выследил – прибил». В какой-то момент герой станет еще и вампиром, и к этим форматам добавится «поймал – укусил». На этих достаточно простых связках автор выстраивает отличный фентези-боевичок с беготней за монстрами (чаще от монстров), местью злобным кланам (которые обиделись на то, что ГГ у них что-то утащил или прибил кого-то важного), погоней за местом в топе рейтинга игроков, а также поиском артефактов-легендарок-реликтов и «каранием крабов».

На героя падают традиционные для LitRPG рояли. То супер заклинание буквально с неба упадет, то случайно порталы на другие планы открываются, то подземелья попадаются такие, что только наш герой со своей то ли кривой, то ли уникальной раскачкой именно там может быть эффективнее рабочего рейда. Сам же герой не цепляется за что-то одно, стараясь выжать максимум, а – напротив – стремится максимально продвинуться и в исследовании мира, и в администрировании поселения (которое тоже практически роялем выпадает ему в личное пользование), и в отношении с богами, и... Этот «бег во все стороны одновременно» приводит к тому, что изрядную часть плюшек ГГ просто протаптывает, то продавая за копейки что-то ценное, то неудачно вкладывая деньги, то просто забывая о том, что какое-то решение стоящей перед ним проблемы находится прямо под рукой. Но прописаны эти ошибки с неплохим юмором, поэтому образа «туповатого неудачника» у нас не возникает, напротив, такой вот немного раздолбайский, но не застревающий на этом герой, вызывает скорей симпатию, чем что-то еще.

Реальный мир носит в рамках серии исключительно вспомогательную функцию, где-то аккуратно объясняя мотивацию героя, но в основном служит своеобразной «заглушкой» между игровыми сессиями, главным лейтмотивом которой становится вред от слишком долгой игры. В том, как автор акцентирует вред от чрезмерного увлечения виртуальным миром, можно при желании даже некую социальную ответственность усмотреть. И эта составляющая опять же раскрывается легко, ненапряжно и без лишнего морализаторства.

Вот перечитываешь пару абзацев и ощущение, что просто идеальная LitRPG, тогда почему оценка всего 7,5? Проблема все в той же «ровности» и «легкости». Стоит перелистнуть последнюю страничку 4-го тома и понимаешь, что нужно приложить заметные усилия, чтобы вспомнить, что ты только что читал. От каких-то книг остается воспоминание о герое, ситуациях, в которые он попадал, где-то классные второстепенные персонажи, которых помнишь дольше, чем ГГ (тот же тролль Умка у Лаита). Где-то запомнится оригинальный сеттинг или какие-нибудь особенные ни на что не похожие монстры. А тут ничего. Ну то есть вообще ни-че-го. Усредненный ГГ, усредненные противники, усредненные проблемы, усредненные победы. Не плохие, не скучные, а именно усредненные. Как будто автор взял и аккуратно собрал все, что написано наиболее успешными коллегами по цеху, смешал и выдал свое на этой основе.

Результат получился неплохой, но не хватает ему индивидуальности от слова совсем. Есть в музыкальной композиции такое понятие – ear candy – «конфетка для ушей». Т.е. какой-то звук, эффект, какая-то мелочь, которая будет привлекать слушателя, помимо текста песни и собственно мелодии. Вот тут как раз таких «конфет» и не хватает, и именно в этом контексте можно говорить о «первом блине», о котором предупреждал сам автор.

В остальном же практически образцовое LitRPG: читается быстро, темп отличный, язык легкий, событий куча, рояли россыпью, юмор не натужный. Если от жанра не устали и есть желание пару дней пожевать пусть вкусную, но все-таки жвачку, то с чистой совестью рекомендую. И главное перечитывать потом можно неограниченное количество раз с тем же результатом, т.к. забывается 100% произведения, что тоже в некотором роде феномен.