Я помню свои первые впечатления от знакомства с Тором, Локи и Одином в фильмах Marvel. Сначала Тор мне показался дико скучным героем, Локи интересным антигероем и Один таким хорошим отцом. Внезапно в третьем фильме о боге громе Тор стал интересным, но к четвертому фильму снова слился. Однако сериал о «Локи» оказался крутым и здорово продолжает развитие своего главного героя. Перед началом 2 сезона я решила пересмотреть всю эту историю и теперь воспринимаю события несколько иначе.
Оказалось, что не только Локи – интересный персонаж, но и Тор тоже. Просто его арку очень плохо раскрыли. И самая большая проблема – Джейн Фостер. Ее не должно было существовать.
Здесь я объясню свое мнение и что можно бы изменить в арке Тора, чтобы улучшить фильмы о нем.
Дисфункциональная семейная система
Во-первых, почему вообще смотрят фильмы про Локи и Тора. В чем суть? Самое интересное в этих проектах – дисфункциональная семья богов. Нам мало показывают отношения героев в их детстве и прошлом, но некоторые моменты в настоящем рассказывают нам, что не все так гладко.
Первое, что бросается в глаза, у отца и матери неравные роли. Один заправляет всем, а Фригга – такая теневая жена. Братья и муж ее, конечно, любят, но она не принимает никаких самостоятельных решений, в отличие от ее же детей. Скажем, когда Тора изгнали и Локи стал править Асгардом, когда Локи заключили под стражу, Фригга могла бы им помочь. Это твои любимые сыновья и их поставили в жуткие условия, ну спаси ты их. Да, придется пойти против Одина, но ведь остальные герои постоянно это делают: Локи, Тор, его друзья. Но Фригга только сыну в тюрьму книги носила.
Причем роль отца в этой семье настолько сильна, что сыновья даже во взрослом возрасте думают, как угодить Одину. Локи убил своего биологического отца и хотел погубить собственную расу ради него. Тор тоже хочет, чтобы отец им гордился. Все ради этого делает. Но Один своих детей постоянно шпыняет, причем за то же самое, что делал он сам когда-то.
Кстати, об этом. Вы не задумывались о том, что Тор и Локи очень похожи особенно в начале? Они буквально говорят отцу фразы с похожими смыслами. Один ругает сначала Тора за то, что он пошел воевать с ледяными великанами, дабы проучить их. А Тор не понимает: «Я защищал свой дом. Йотуны должны научиться бояться меня, как тебя когда-то». Во второй части Локи, который вернулся с Земли, говорит: «Не возьму в толк, в чем весь сыр-бор. Я отправился в Мидгард, чтобы править людьми, как милосердный бог». Получается, сыны Одина считают, что это нормально завоевывать другие народы, порабощать их, уничтожать.
Как же так получилось, что Один – вроде как хороший и транслирует идеи мира, а сыны его такие жестокие? Может, на словах Один транслирует миролюбивые идеи, но вся культура асгардцев строилась на их величии в завоеваниях. Поэтому, естественно, Локи и Тор выступают за решение проблем силой и радостно притесняют другие народы. К тому же у асгардцев есть ксенофобия к представителям некоторых видов. Локи говорит, что ледяными великанами детей пугают в сказах. То есть буквально асгардцы считают всех представителей одной расы монстрами. Но, по сути, ледяные великаны хотели сделать то же самое, что и сами асгардцы: просто захватить власть в Девяти королевствах.
Это, кстати, отлично раскрывается в третьей части про Тора. Один попытался на фундаменте кровавого прошлого возвести прекрасное будущее, но не удалось. Его сыновья, которые не застали тех жестоких дней, все равно выросли такими же жестокими. К тому же сам Один порой выдает ксенофобные идеи. Во втором фильме Всеотец сначала говорил сыну в довольно мягкой форме, что с землянкой не нужно встречаться. Но когда Джейн прибыла в Асгард, Один вышел из себя. Больше всего это напомнило мне сценку, когда ты притащил домой блохастого котенка, а родители на тебя ругаются: вышвырни его. Вот примерно так Один относится к землянам.
Отличаются же Тор и Локи разными ролями в семейной иерархии. Тор – это прекрасный принц, а Локи – козел отпущения. Особо нам этого не показывали, но такое отношения у людей все же к принцам сформировалось. Хотя они довольно похожи в своей жестоки, Тора все поддерживают: мать, народ, друзья. А в отношении к Локи мы можем встретить постоянные укоры. «Знай свое место, брат», дурацкие шуточки от друзей Тора. Кстати, это очень странно, но у Локи буквально нет друзей. Он живет тысячи лет, но у него просто отсутствуют близкие люди. Его друзья – это друзья Тора. Что-то в этом не в порядке. Да, все говорят, что Локи любит приколы, но так он привлекает к себе внимание. Значит, первоначально внимание было привлечено не к нему. Нам показывали всего одну сценку из детства сыновей Одина. И вот, честно, мне был больше симпатичен Локи, потому что Тор показался довольно заносчивым и жестоким.
Также Козел отпущения обычно как бы транслирует все то ужасное, что есть в семейной системе. И это опять же про Локи: насилие, завоевание. Что из этого не делал Один или Тор? И, кстати, про Хелу – еще один нелюбимый ребенок. Про свою дочь Один вообще забыл. Навещал ли он ее за все эти годы? Передавал ли ей хотя бы книги? Скорее всего ему было плевать. Он сбагрил куда-то дочь, взял себе новых игрушек (детей) и начал всё с чистого листа. Даже не рассказал сыновьям про старшего ребенка, который вообще-то грозит опасностью для всех асгардцев.
Арки Тора и Локи
Зная всё это, мы можем сказать, как по идее могут развиваться арки двух братьев: герои должны в начале играть свою роль, а после попробовать выйти из нее. Это и происходит. Наиболее удачно у Локи. Его роль – нести разрушения, смерть, чтобы на его фоне прекрасно блистал брат. Все это Локи и делает, однако затем находит свой путь. Причем этот путь мы увидели в двух вариантах. В третьем фильме о Торе мы видим, что Локи, наверное, и правда не был создан для трона. Вот он завоевал Асгард и что дальше? Он просто кушает в нем виноград и смотрит местный вариант Нетфликса. С другой стороны, после ряда потерь (мать, отец) Локи, видимо, осознает ценность того, что уже имеет. Живой брат, свой народ. И в этот момент его убивают.
В сериале «Локи» у героя появляется возможность увидеть свою жизнь со стороны. Он понимает, что ему была навязана роль злодея, что некие высшие силы не принимают его свободу выбора стать хорошим человеком, любить своего брата. Локи видит кучу своих вариантов со стороны и понимает, как глупо и по-детски себя ведет. А также он осознает свои реальные чувства за все эти годы: страх одиночества, отчуждение.
С Тором по идее должно было произойти нечто подобное. Однако его арку писали будто без энтузиазма, с ним не знали, что делать. Я вижу историю Тора так. В начале своего пути он – это злодей, некий принц Чарминг. И да, черт возьми, Локи был прав: если бы вот этот эгоистичный белобрысый пацан занял трон, то в Девять царств погрузились бы в насилие. Затем Тор встречает Джейн Фостер и скучнейшим образом меняется. И это ошибка.
Скажу честно, в их любовь я не верю. Тор – это мужик, который живет ни одну сотню лет. Зная его первоначальный характер, скорее всего, за это время весь Асгард должны были заполонить маленькие бастарды Тора. Также Леди Сиф. Вот не поверю, что за многие годы у них так ничего и не было. Они постоянно дерутся вместе, а потом идут бухать. И скажете не было ничего у двух людей, которые только что яростно бились в бою, а затем напились? Чувства Джейн мне понятны. Тор – идеален. Он ключ к другому миру, а Джейн хочет узнать тайны мироздания. Тор красив и обладает большой силой, он бог. Вопросов к Джейн нет. Зачем Тору Джейн? Да, он думал, что лишился своих сил навсегда и теперь придется жить на Земле. Но потом-то все поменялось. Знал Тор Джейн не так долго. Если бы они годы провели на Земле, я бы поверила, что ему тяжело с ней расстаться. А так. Чем Джейн отличается от сотни других фанаток, которых Тор встречал на своем пути во время сражений? Что в ней есть такого, чего Тору не могла дать та же Сиф? Тут пытались разыграть Ромео и Джульетту, Беллу и Эдварда. Но вот просто не верю. Ромео и Джульетте были подростками, эта их первая любовь. Тор и Джейн – взрослые люди, которые уже имели отношения, которые знают, что переживут расставание. У Беллы и Эдварда тоже были причины быть вместе. Эдвард просто съесть ее хотел. Вот бесила его Белла, которая постоянно с ним в одну школу ходила, еще мысли читать не давала. А про Джейн такого нельзя сказать. Она просто нормальная женщина для гармоничных отношений. С тем условием, что эти отношения на провал обречены. Джейн не может жить вечно. Тора, конечно, можно было бы лишить сил, но этого в фильмах так и не сделали. Поэтому страдания Тора по Джейн, которую он знает три дня, во второй части выглядят нереалистично. Сравните это со страданиями принца, который с треском проиграл, его заперли в темнице родные люди, отец и брат его даже не навещают, а еще он виновен в смерти единственного человека, который его любил. Вот это да, это уже интересней. Поэтому конфликт Тора во второй и первой части первоначально был скушен. И, кстати, в третьей части, которую все считают лучшей про Тора, как раз нет Джейн.
Почему же «Рагнарек» работает? Нет, Тор не поменялся. Он самовлюбленный и шутит уже в «Мстителях», но в третьей части у него наконец появляется значимый конфликт. Тор видит дисфункциональность своей семейной системы, понимает, что его обманывали всю жизнь. И есть вариант – попробовать все это сохранить или уничтожить. И Тор выбирает второй путь. Что-то подобное хотели показать во второй части про Тора. Тогда он сказал, что больше не хочет быть в Асгарде королем, лучше поищет себя. Но, на самом деле, он просто за Джейн побежал, свою роль он не переосмыслял.
Четвертая часть по идее должна была быть про то, что Тор находит свой путь и переосмысляет свои жизненные ценности. И по факту в фильме есть нужные для этого моменты, но все как-то смазано получилось. Рассмотрим те ценности, которые отец Тору привил. Тор – это бог, правитель, воин, муж и отец. В своей сюжетной арке Тор должен был либо отказаться от этих ценностей вовсе, либо переосмыслить их и принять. В фильме по идее есть все элементы для поиска своего пути, но они как будто вообще не используются. Для чего Тор тусил со Стражами галактики? Просто показывается, что он крутой воин, и все. Можно было бы придать этому смысл, если бы мы видели, что, например, Тору уже неинтересно воевать. Он, как One-Punch Man, всех побеждает одним ударом. Поэтому Тор отказывается от этой установки «быть воином, спасителем» и идет дальше. Следующее – бездарная арка с умирающей Джейн. Это было бы интересно, если бы сам Тор в своих метаниях решил вернуться к бывшей. То есть сбежал от Стражей, потому что надоело воевать, и пришел к Джейн. И здесь развилка. Либо Тор отказывается от своего бессмертия ради смертной. Либо он понимает, что Джейн – уже пройденный вариант. То есть им не о чем поговорить, они разные и вообще она умрет, а ты бог. Еще одна тема «Тор как правитель». Здесь опять же Тор мог бы принять свою судьбу и стать более хорошим правителем, чем его отец. Либо отказаться от этого пути в сторону воина или обычной мирной жизни. И последнее – Тор как муж, как отец. Опять же интересные темы. В браке Тор мог бы выбрать другой вид построения отношений. В родительской семье Тора всем рулил мужчина. Тор мог бы выбрать равноправие или даже жену, которая его выше по рангу. Например, жениться на той же валькирии – она правит, он проблемы разбирает. И создание нового поколения. Эта удочеренная девочка у Тора – вообще ни о чем. У нее нет характера. Но почему бы герою не повторить судьбу своего отца? Тор мог бы завести двоих детей: одного родного (от той же Джейн, например), другого приемного. И уже воспитать их иначе, а не как было в его семье.
Альтернативные арки
А теперь попробую починить фильмы про Тора в целом. Какой конфликт можно бы было дать Тору в первой части? Да, тот же самый. Тор – говнюк, но меняется. Но трехдневная любовь – это плохая причина для перемен в характере. Возьмем более глубокую. Например, Тор видит, как от его жестокости страдают другие люди. Скажем, Тора отправили бы в изгнании не на Землю, а на тот же Йотунхейм. Герой знакомится с семьями воинов, которых он убил из-за своей гордыни. Примерно такой путь прошел Зуко в «Аватаре». То есть Тор первоначально злой, но становится добрым. Ветка с Локи здесь бы тоже подошла. Мы бы видели, что два брата очень похожи, но один изменился, а другой нет.
Вторую часть я бы сконцентрировала на том, что изменившийся Тор не находит свое место в Асгарде. Он хочет идти своим путем, а его заставляют другим. Пускай будет любовная линия. Например, вместо Джейн Фостер появится какая-нибудь ледяная великанша – родная сестра Локи, чтобы конфликтов побольше было. И с ней Тор встречается уже не три дня, а подольше, тайно, хочет покинуть дом, чтобы быть с ней. Пускай будет любовный треугольник, только не с намеками на Сиф, а чтобы Тор был обязан на ней женится. Например, чтобы остановиться войну. И в конце этой части Тор бы так же выбрал быть свободным от Асгарда, переехал к своей женщине.
Третью часть оставим, потому что она идеальна. И в четвертой просто больше сконцентрируемся на том, как Тор переосмысляет свою жизнь и что выбирает.
Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии, что думаете на счет Тора и Локи. Также, если интересно мое творчество, можете глянуть группу Вконтакте «Рассказы Кристины Ивы».