На нашем киноканале мы стараемся регулярно обращаться к истории советского проката по части киноимпорта. И мне даже, бывало, доставалось за нелестные высказывания в адрес тех, кто отвечал за закупку "капиталистических" фильмов, из-за чего сквозь узкое горлышко государственной идеологии из великого множества фильмов США, например, к нам в 1960-80-е на большие и малые экраны попадали сущие единицы. И то преимущественно ленты с остросоциальным и конспирологическим уклоном, у себя на родине обычно кассового успеха не имевшие...
Но сейчас не об этом - не Голливудом же единым! Представьте-ка лучше моё удивление, когда я взглянул на 35 самых популярных фильмов собственного производства во Франции 1960-80-х: оказалось, что многие затем шли и в Советском Союзе. Правда, почему-то с участием Пьера Ришара среди них нашлось крайне мало: ни "Блондина", ни "Игрушки", ни "Укола зонтиком"... только "Невезучие" (1981). Не встретишь там и "Анжелик" с "Фантомасом".
Кстати, за критерий успеха там взят не штатовский, ставший общепринятым принцип с подсчётом заработанных деньжищ, а опять же зрительский (как когда-то в СССР) - по количеству проданных билетов.
Вот моя выборка из топ-35 в хронологическом порядке (помимо года французской премьеры указан первый прокатный у нас в стране):
- "Капитан" (1960 / 1979)
- "Разиня" (1965 / 1968)
- "Жандарм в Нью-Йорке" (1965 / 1972)
- "Большая прогулка" (1966 / 1971)
- "Оскар" (1967 / 1968)
- "Жандарм женится" (1968 / 1978)
- "Маленький купальщик" (1968 / 1971)
- "Сумасшедшие на стадионе" (1972 / 1989)
- "Жандарм и инопланетяне" (1979 / 1981)
- "Профессионал" (1980 / 1990)
- "Невезучие" (1980 / 1983)
- "Откройте, полиция!" (1984 / 1986)
- "Трое мужчин и младенец в люльке" (1984 / 1987)
- "Голубая бездна" (1988 / 1990)
Итого целых 14 лидеров проката, что советский зритель затем имел возможность посмотреть в кинотеатрах. Причины, отчего с остальными не сложилось или вовсе был заказан путь в СССР, разняться. При этом отдельные можно угадать и не глядя тот или иной фильм - достаточно фабулы или даже названия. Как в случае с "Приключениями раввина Якоба" (1973), например. Или с "Клеткой для чудаков" - про однополую пару как никак (хоть эта безобидная комедия и по-настоящему смешна).
А что говорить про легендарную "Эммануэль" (1974) - да-да, она тоже в лидерах!! - за подпольную демонстрацию которой на видео согласно УК РСФСР сначала полагались реальные сроки, а со временем ставшую одним из синонимов киноэротики. В эпоху видеосалонов я про этот фильм конечно был наслышан, но воочию не видел. У нашего поколения 14-16-летних гораздо больше в ходу были "пубертантные" комедии типа "Сумасбродов" (1983) и "Последнего девственника в Америке" (1982), ну и куда ж без "Греческой смоковницы" (1977). Всему своё время.
Последняя сентенция, впрочем, не имеет отношения к моему недавнему решению приобщиться наконец-то и к фильму "Эммануэль" (что является по сути моим ровесником). Вздумалось и всё тут. Попутно выяснил, что для семейного - даже очень узкого круга - просмотра он не подходит: грубоват (полная версия без купюр) и пошловат, несмотря на хитовый музон и достаточно красочную картинку в плане экзотики, где однако не нашлось места тайскому колориту кроме как бордельного пошиба. Что лишь подчёркивает сугубо эксплуатационный характер проекта. А досужие философствования о полном раскрепощении оставим за скобками - претензия на интелектуальность не сработала. От безделья это всё, как и все плотские эксперименты главной героини. Что не скрывается.
И за пределы узконаправленного жанра, место которому в специализированных кинозальчиках да на хоум-видео, выйти не удалось. Недаром для показа где-то ещё фильм каждый раз подвергался купированию. Потому-то вопрос "почему именно он" для меня остаётся открытым. Несмотря на прелести Сильвии Кристель.
3,5 из 5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru