Много всяких необычных, интересных, увлекательных историй можно встретить в мире искусства прошлого. Хочу поведать об одном из таких событий, когда косвенным образом пересеклись жизненные пути таких разных людей как крупного британского художника-портретиста Джошуа Рейнольдса и Джакомо Казановы, который кем только не был, но запомнился потомкам больше всего своей любвеобильностью и умением очаровывать представительниц прекрасного пола – владел секретами искусства обольщения.
О месте Рейнольдса в английской живописи
Художник появился на свет в 1723 году в британском Плимтоне (графство Девон). Благодаря своему мастерству, он стал непревзойдённым мастером репрезентативного портрета. Как великого портретиста его в то время знали не только на родине живописца, но и далеко за пределами Англии.
Специально ради того, чтобы стать учеником известного портретиста он в 1741 году перемещается в британскую столицу.
Будучи невероятно любознательным человеком, он вместе со своим другом – крупным морским военачальником Кеппелем – совершает вояж на военном судне по Средиземному морю, и создаёт несколько запоминающихся портретов известного моряка.
Когда они доплыли до Италии, художник пожелал сойти на берег (как он мог проплыть мимо родины выдающихся мастеров живописи). На целых три года он здесь задержался, изучая наследие великих художников. Особенно в душу англичанина запали творения Тициана, Корреджо.
Вернувшись на родину в 1752 году, он становится очень популярным в аристократических кругах, а в 1769 году он назначается руководителем Академии Художеств, которую возглавлял до самого последнего дня своей жизни.
Выдающийся портретист
Между прочим, его главным достижением многие историки искусства в Британии считают тот факт, что этот художник своим мастерством открыл глаза зарубежным ценителям искусства на английскую живопись.
Его страстное стремление постичь секреты создания парадного портрета позволило ему стать настоящим магом, владеющим волшебным искусством воплощения образа на полотне. Причём независимо от того к какому сословию принадлежал человек, которого он запечатлевал, самым главным для мастера было показать исключительно правдиво внутренний мир персонажа картины, его лучшие душевные качества.
Его плодотворность поражала современников – он мог за один год написать около 150 портретов.
Каких только персонажей не встретишь на его картинах: от доблестных военачальников до трогательных детских портретов и изящных изображений красавиц, сводивших с ума своей прелестью многочисленных поклонников.
Необычный момент в биографии Казановы
Может показаться странным, что художник, имевший огромное количество заказов от представителей самой верхушки английского общества, обожал изображать одну особу, которую звали Китти Фишер. Он создал большое количество её портретов – она была любимой натурщицей Рейнольдса, ни разу официально не женившегося и никогда не имевшего ни семьи, ни детей.
Эта довольно скандальная особа (Китти Фишер), бывшая известной куртизанкой, прославилась в то время тем, что осмелилась стать любовницей мужа графини Ковентри, которая тоже была невероятно красивой – судя по всему, эти женщины были непримиримыми соперницами.
Сохранилась одна интересная история о том, как однажды, когда в 1760-х годах туманный Альбион осчастливил своим посещением самый знаменитый любовник Европы Казанова, ему поступило предложение приятно провести время с Китти, заплатив за эти услуги стандартную сумму – 100 ф. ст.
Неожиданный ответ ловеласа удивил, быть может, даже ошеломил, скандальную красавицу – он отверг предложение, сообщив, что Китти разговаривает только на английском, а он привык общаться с женщинами исключительно на французском языке. Как видим из этого ответа, не всё так просто было в отношениях с женщинами у самого великого любовника и мастера искусства обольщения, который был, скорее всего, сторонником спонтанного творчества…
Как для Казановы, очень ценившего в женщине настоящий ум, так и для художника Рейнольдса, внешнее совершенство прекрасной дамы не играло решающую роль, поэтому, наверное, живописец и не смог выбрать себе достойную спутницу жизни. Тем не менее знаменитый художник был удостоен самой большой чести после смерти в 1792 году – он был похоронен в пантеоне великих людей своей страны.