Свой подростковый период я могу охарактеризовать двумя словами - спокойное беспокойство. Со стороны казалось, что все благополучно: я не прогуливала школу, не конфликтовала с родителями, не спорила с учителями. Но на самом деле, будучи подростком, я очень остро переживала некоторые моменты и часто чувствовала душевный дискомфорт, особенно во время учебных занятий. Могу сказать, что школу я не любила никогда, и даже в начальных классах шла туда без особого желания.
Начиная с 7 класса (13 лет) я стала хуже учиться: у меня появились первые тройки в четверти по физике, химии, алгебре. Это, безусловно, негативно сказалось на моей самооценке. Конфликтов с родителями на этой почве, не возникало, т.к. мои родители прекрасно понимали, что мне не даны эти дисциплины, и моя будущая профессия с этими предметами связана не будет. Чуть позже меня перестала волновать учеба: это не означает, что я перестала выполнять домашние задания и прогуливать уроки. Нет. Просто я стала спокойней относиться к оценкам. У меня появились (скорее обострились) другие проблемы в социальном плане. Я никогда не была популярной девочкой в классе, отношения с одноклассниками не были тесными. Я очень часто чувствовала себя одинокой, несмотря на то, что никогда не была закрытой. Я делилась своими переживаниями с родителями и они меня поддерживали.
Я дружила с одноклассницей, начиная с 5 класса, и поначалу все было благополучно. Однако через 2 года, я начала замечать, что мы отдаляемся и часто ссоримся по пустякам. Я видела, что она конкурирует со мной в плане учебы, меня это очень отталкивало. К концу подросткового возраста, я резко поняла, что дальнейшее общение бессмысленно, мы с ней стали конфликтовать еще чаще, общаться все реже.
Этот тяжелый для меня момент (я очень переживала из-за наших ссор) выпал на выпускной класс, и центральной проблемой все же была – сдача экзаменов. В любом возрасте очень неприятно слышать фразы: «У вас ничего не получится», «Вы ничего не сдадите», «Вы инфантильны и ленивы, ничего из вас не выйдет». Но особенно остро эти фразы воспринимаются в подростковом возрасте, когда самооценка не стабильна, видение будущего размыто, а сил и нервов все меньше и меньше. Эти слова действуют демотивирующим образом, и все чаще начинаешь задумываться: «А вдруг они правы?», «Может я действительно ни на что не способен». Я поняла, что если я не буду переключаться с подготовки к экзаменам на что-нибудь другое, то просто сойду с ума. В этот период меня спасло хобби: рукоделие. Это помогло отвлечься от негативных мыслей. Тем не менее, экзамены я сдала хорошо.
Я вспоминаю подростковый период без особого желания. Сейчас, я понимаю, что очень часто переживала из-за моментов, которые не стоили этого. Но тогда они были очень значимыми. Сколько я себя помню, я постоянно торопила время: «Вот бы быстрее четверть окончить», «Вот когда я закончу школу, тогда…», «Вот бы я была взрослой, я бы…». В данный момент я хочу жить здесь и сейчас. Если бы мне предложили что-то исправить в том периоде, я бы оставила все как есть. Я вынесла несколько выводов из этого.
Результаты, с которыми я вышла из этого периода:
1) Я поняла, что нужно вовремя прекращать общение с людьми, которые в чем-то тебя разочаровали. Т.к. все обиды копятся и потом накатывают как снежный ком. Дружба (если ее так можно назвать) бессмысленна, если подорвано доверие.
2) Нужно иметь собственное мнение. И даже если учитель или другое авторитетное лицо говорит о том, что ты в чем-то плох и неуспешен, нельзя опускать руки и принимать все на веру.
3) Иметь доверительные отношения с родителями – важно. Мне повезло, у меня понимающие родители, которые поддерживали меня.
4) Безусловно, сложности, с которыми я столкнулась, будучи подростком повлияли на выбор моей профессии. И это хорошо.
5) Нужно учиться переключать внимание. Нельзя зацикливаться на чем-то долго. Даже если это очень важно.
Рекомендации для родителей:
1) Вы тоже были подростками. Вы не всегда были послушны и не всегда все делали правильно. Ошибаться нормально. И важно. Позвольте своим детям сделать что-то не так (если это не опасно для жизни).
2) Дети – не продолжение вас. Они не обязаны жить так, как хотите вы. Они не обязаны выбирать профессию, которая по вашему мнению прибыльна или интересна. Ведь у вашего ребенка может быть иное мнение на этот счет. Уважайте его право не быть таким, каким вы хотите чтобы он был.
3) Если ваш ребенок-подросток хочет с вами поговорить, поделиться своими переживаниями, не нужно отмахиваться и говорить: «Все пройдет», «Не надумывай» и «Мне бы твои проблемы». Таким образом, вы обесцениваете его чувства, что очень негативно скажется на ваших дальнейших отношениях.
4) Так же важно поговорить об изменениях тела. Объяснить, что это нормальная перестройка организма или обеспечьте необходимой литературой по этой теме. Многие подростки стесняются спросить или сказать о чем-то, чтобы не выглядеть нелепо. Расскажите про свои переживания и комплексы в подростковом возрасте.