Цикл статей из книги: Мотобол – школа Виктора Кондратенко
Наблюдая за игрой все годы после завершения спортивной карьеры, которые пришлись на начало девяностых и, обсуждая пути развития мотобола со своими звездными товарищами, а так же с многими авторитетными специалистами, приходишь к выводу, что вид спорта завели в тупик.
Мотобол довели до такого плачевного состояния, что берет оторопь, как можно было так опустить всенародно любимый и достаточно развитый вид спорта. На начало 2017 года в России из двухсот с лишним мотобольных коллективов осталось всего восемь взрослых команд. Сравнивая уровень развития игры семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века с уровнем двухтысячных, приходишь к выводу, что даже при наличии прогресса в использовании более современных мотоциклов, сама игра оскудела как тактически, так и просто зрелищно. Одной из самых главных причин падения качества игры является использование полей с асфальтовым покрытием, которые полностью изменили менталитет мотобола. Произошла утрата исторически наработанных коллективных игровых принципов и систем, был сдвинут вектор в направлении развития игры и подходов к ней. А связано это с тем, что произошла утрата интеллектуального потенциала мотобола в лице грамотных и преданных руководителей. Достаточно беглого взгляда на современный тренерский состав мотобольных команд, чтобы понять, что там нет, за редким исключением, специалистов, обладающих всеми необходимыми знаниями в этом игровом виде спорта, а так же душевного рвения. У многих, кто работает с командами сейчас, преобладает желание над умением. Появились случайные люди, которые ранее не были связаны с мотоболом, у которых отсутствует базисный фундамент знаний.
Великий хоккейный тренер Виктор Васильевич Тихонов дал точное определение, как нужно относиться к спорту тренерам и руководителям команд: «Спорту надо служить». А в мотоболе, в основном, они поставили себя и свои желания выше самой игры. Что касается развития мотобола, то создается впечатление, что лихие девяностые просто выхолостили все то, что было создано и наработано предыдущими мотобольными поколениями.
Спорт, как и любое другое дело, развивается во времени по спирали, впитывая в себя опыт предыдущих поколений. А в мотоболе все идет как бы с чистого листа (структура проведения соревнований, формирование и построение команд, тактика, подготовка спортсменов и техники). Одним из лекарств от этого забвения является привлечение к организаторской деятельности в развитии мотобола того бесценного опыта, который был у бывших команд победителей.
Самый качественный мотобол команды показывали на гаревых полях, но играли и на травяных, земляных, а затем, от бедности мотобола и от недальновидности некоторых руководителей команд и мотобольных чиновников, перешли на поля с асфальтовым покрытием, которые были мало затратными в эксплуатации. Новаторов так же привлекал всепогодный фактор проведения соревнований на асфальте. Но как оказалось, ставка на поля с асфальтовым покрытием затормозила развитие мотобола и увела его в сторону от коллективной игры, сделала ее менее динамичной и, если хотите, несколько однообразной. Потерял мотобол и в тактическом плане – игра частично утратила коллективный принцип, зачастую один игрок способен решить результат всего матча.
Потеряна в мотоболе и темповая составляющая. Если раньше на поле шла постоянная борьба, то теперь игрок, владеющий мячом, может во время атаки уехать к центральной линии, остановиться и ждать нападения игроков соперника, а последние, в свою очередь, уедут в защиту, поджидая атаки нападающих на ворота. Нападающий же с мячом без борьбы может кататься поперек поля, выманивая соперника. Какой здесь может быть темп!
Так в чем же кроется причина понижения качества игры? Причин здесь несколько, но самая главная – это с какой легкостью игрок, владеющий мячом, обыгрывает соперников, используя прием под названием «обратный вираж». Мало того, что он это проделывает с легкостью, не зависимо от количества игроков соперника, но, что очень важно, он теряет связь со своими партнерами, при этом оставаясь с мячом. Все это ему позволяет делать скользкое асфальтовое поле. Когда смотришь современный мотобол на асфальте, создается впечатление, что перед тобой гонки по гаревой дорожке с той лишь разницей, что у одного из гонщиков есть мотобольный мяч.
Вторая причина, которая убивает коллективную игру, это блокировка защитников защищающейся команды игроками атакующей. Один игрок атакующих находится с мячом, а впереди два, а то и три партнера блокируют защитников соперника. При удачной блокировке спортсмен, владеющий мячом, бьет по воротам, а при неудачной – уходит на повторный круг. В штрафной площади в это время идет постоянная возня, игроки атакующей команды пытаются заблокировать своих подопечных, а защищающиеся, – вырваться из этих тисков, чтобы помешать игроку с мячом пробить по воротам. Какая здесь может быть коллективная игра и красота?