Верующие люди, совершив грех, как правило, его исповедуют. Однако же если одни и те же грехи приходится проговаривать раз за разом, человек невольно задумывается: а в чём, в таком случае, заключается смысл исповеди? И возможно ли каким-то образом раз и навсегда искоренить надоевшие грехи?
«И впрямь, когда человек начинает бороться со своими страстями, порой возникает чувство, что исповеди бесполезны,»
-говорит Протоиерей Фёдор Бородин,
«В подобном состоянии мы начинаем понимать слова, сказанные Апостолом Павлом: «…Добра, которого хочу, не совершаю, а зло, которого стараюсь избегать, делаю».
Однако же в данном случае очень важно понимать, что исповедь – это не просто покаяние, вслед за которым сразу же следует очищение, но довольно продолжительный целительный путь. Мы можем годами раскаиваться в тех же прегрешениях, и только через время Бог дарует нам вознаграждение в виде избавления от пороков.
Наши грехи – это и конкретные поступки, и страсти. И если тот или иной дурной поступок может быть совершён лишь единожды, то со страстями дело обстоит иначе. Наши страсти – это греховные навыки, ставшие для нас привычными, и избавиться от них непросто. Нередко Святые Отцы сравнивают страсть с корнем всех иных прегрешений.
Представьте себе только что побрившегося человека – его кожа стала гладкой, однако же волосяные фолликулы никуда не делись, и вскоре щетина вновь отрастёт.
Точно также и с прегрешениями – мы каемся, однако же не избавляемся от корня зла, а потому впоследствии из него вырастают новые грехи. И работать над собой для искоренения этих грехов мы должны с терпеливостью и упорством, даже если на это уйдут годы».
Но что же, в таком случае, помогает нам искоренить грех – помощь Небесного Отца или же наши собственные усилия?
«Помощь Небесного Отца в ответ на желания человека, о которых свидетельствуют его усилия,»
- отвечает Протоиерей,
«Мы должны беспрестанно духовно работать над собой, и только в таком случае мы сможем исцелиться. Вспомните о том, как описывался Господь в Писании – Его называют «дарующим молитву молящемуся». И, по мнению Иоанна Лествичника, понимать это выражение следует так: «качество молитв – это следствие их количества».
Человек может возносить молитвы рассеянно, отвлекаясь на земное, однако, если он не оставит этот труд, его молитвы, в конце концов, из сухих и безжизненных превратятся в искренние, слёзные и благодатные. Точно также и с покаянием. Если человек не сдаётся, посещает Храм и исповедуется – пускай всегда и в тех же прегрешениях – он, так или иначе, получит помощь Божью.
Любые духовные труды всегда вознаграждаются. А потому христианам, которые думают, что их духовный путь зашёл в тупик, я настоятельно советую искоренять подобные мысли. Ваша борьба определённо имеет смысл – продолжайте упорно трудиться и просите Господа помочь Вам, что бы ни случилось».
Однако же часто люди, долгое время ведущие борьбу с тем или иным прегрешением, разочаровываются в благодатной силе покаяния. Многих духовные поражения толкают к унынию или даже к отчаянию…
«Но ведь состояние уныния или отчаяния – это обратная сторона гордости,»
- объясняет Отец Фёдор,
- «Смиренные люди вообще никогда не унывают, несмотря ни на что. Но если человек, борющийся с грехом, начинает корить себя и думать, что он «никудышный христианин», то это как раз и говорит о том, что была задета его гордыня.
Вообще, смирение – это одно из основополагающих христианских качеств. Для некоторых людей даже жизнь в согласии с заповедями – уже повод для гордости, хотя они могут этого даже не замечать.
В подобных случаях Небесный Отец может лишить человека помощи в борьбе с грехом для того, чтобы он осознал собственную немощь и смирился. Для Господа гораздо важнее, чтобы мы стремились не к подвижничеству, но к подлинному смирению.
Преподобный Марк (к слову, бывший как раз Подвижником) говорит:
«Господь дарует нам благодать не за добродетельность и труд, понесённый ради их обретения, но за смиренность, полученную во время таких трудов». И нам с Вами почаще следует вспоминать о словах Преподобного».
Мудрый совет по борьбе с повторяющимися прегрешениям, дополняющий рекомендации Отца Фёдора, даёт и дореволюционный батюшка Родион Путятин.
Отец Родион советует христианам, исповедовавшись, за каждое своё прегрешение назначить себе то или иное наказание. Сделали дурное дело – сделайте теперь и благое.
К примеру, людям, привыкшим гневаться, осуждать или обижать ближних, необходимо не просто раскаяться и пообещать себе впредь этого не делать, но и за каждое новое проявление гнева или обиду совершать несколько земных поклонов.
Тем, кто страдает от чревоугодия, за каждое проявление слабости следует назначать себе один день поста. Иными словами, какой бы грех Вами ни обладал, противопоставляйте каждому его проявлению то или иное благодеяние.
Если же Вы сами не слишком противитесь греховному, то в данном случае помогут известные Вам наказания. И для подкрепления подобного обещания самому себе попросите о наказании своего Духовного наставника – пускай он даст Вам епитимью. Тогда значимо будет как само наказание, так и тот факт, что оно наложено Вашим Духовником.
Однако некоторые христиане часто жалуются, что епитимья для них бесполезна – они не в состоянии выдержать наказание, а потому и брать его не хотят. Однако же батюшка Родион говорит, что отказываться от епитимьи нельзя – напротив, стоит взять себе наказание посложнее, пообещать себе нечто значительное, и бороться с грехом что есть сил.
Без труда верующий человек ничего не добьётся – Царствие Небесное только благодаря усилиям и можно покорить. И даже если при всём старании и наказаниях искоренить грех не получается, то хорошо уже то, что Вы стремитесь избавиться от порока, духовно работаете над этим.
«...Не отчаивайтесь и не прекращайте борьбу с греховным,»
- наставляет Отец Родион,
«Пускай не сегодня и не завтра, но Небесный Отец в любом случае поможет вам побороть порок. Самое главное – не переставайте с усердием обращаться к Нему в молитвах и не ослабевайте в подвиге».
Читайте еще: