Безуспешно пытаюсь найти расстрелы за анекдоты при Сталине. Даже с лагерными сроками за антисоветский анекдот проблемка. Ну не знает официальная история таких дел в научном обороте. И вдруг – удача!
Оказывается, десятками статей пересказывают историю гражданина Тыщенко. Который в 1935 году рассказал один довольно забавный анекдот про вождя. После чего то ли заехал в лагеря, то ли вообще к стенке стал.
В статьях даже приводят кусочек какого-то документа. Где, собственно, этот анекдот изложен. А вот целый документ почему-то не показывают.
Стал копать и поразился! Нашёл я и полный документ. И даже первоисточник, с которого все переписывают эту антисоветскую байку! Давайте разбираться!
Сначала тот самый анекдот, который привёл к страшному приговору. Некая восторженная барышня очень хочет «умного ребёнка» от товарища Сталина.
Барышня, не чинясь, пишет письмо в Кремль. Мол, товарищ Сталин, давайте делать маленьких коммунистов.
Сталин был работой сильно загружен, в письме толком не разобрался, прочёл по диагонали. Ну и отписал Молотову для исполнения.
Молотову тоже оказалось не до того. Тоже вникать не стал, чего барышня хочет. Ну и отписал секретарю для исполнения. Пришлось секретарю исполнять.
Анекдот забавный, не спорю. Суть работы любого чиновника описывает довольно едко.
Правда, не сильно понятно в каком качестве Сталин Молотову отписывал. Это же разные ведомства!
Сталин – секретарь партии, Молотов – глава правительства, Совнаркома, то есть. Даже как товарищу по партии и члену Политбюро, Сталин в 1935 году Молотову никаких резолюций отписывать, вроде, не мог. По-дружески только если. Ну так это анекдот.
А вот всё остальное, что накрутили вокруг этой истории либералы совсем не смешно. В первоисточнике накопал полный документ. Бумага любопытная.
В сентябре 1935 года какой-то временный начальник управления НКВД Актюбинской области Духович пишет натуральный донос главному коммунисту области Досову. Что характерно, никаких мер к рассказчику анекдотов про Сталина чекист не предлагает.
Смысла в этой бумаге не много. Если установлен факт контр-революционной пропаганды – возбуждайте дело. Зачем писать про это в обком? Какое отношение партийные начальники имеют к следствию?
Дальше совершенно непонятно откуда у НКВД информация кто и кому рассказывал этот анекдот. Нет, я понимаю, в картине мира либералов ещё со времён Дзержинского «кровавое» ЧК следило за каждой кухней.
Ну и любой советский гражданин спать лечь не мог, не написав парочки доносов. Это я в курсе, сколько кино в новое время про такое снято.
Только в реальности, если бы и писали доносы о недостойном поведении товарища, так не в НКВД, а как раз по партийной линии. Потому как Тыщенко – не самый маленький начальник.
В документе упоминается его должность. Тыщенко - уполномоченный комитета по сельхоз заготовкам при Совнаркоме, причём, Совнаркоме Союзном, не республиканском! Отвечал товарищ шеей за выполнение планов по заготовкам по целому Ново-Российскому району.
Так что и писали бы на него, если писали бы вообще, именно в обком. И уже глава обкома, если счёл бы нужным, отписывал в НКВД и прокуратуру. Мол, у нас тут безобразие, принимайте гражданина-антисоветчика в работу.
А теперь самое смешное в спецсообщении НКВД. Оказывается, этот анекдот про Сталина Тыщенко рассказал начальнику политотдела совхоза Умутбаеву!
Что называется, «наконец я нашёл время и место тебе написать». Ну правильно, кому рассказывать политические анекдоты, как не начальнику политотдела! «Я ж начальник политотдела – Ничего, я два раза расскажу».
На этом наш уполномоченный не остановился. Тот же анекдот он рассказал председателю районного исполкома и своему водителю. Видимо, хотел рассказать и председателю обкома, но не успел. Ну глупость же!
В документе читаем, что как раз политотделец в разговоре с секретарём райкома Смирновым про этот анекдот упомянул. Не в НКВД побежал жаловаться, а как раз на словах проговорил с партийным начальником.
Мол, хорошо ли рассказывать начальникам такие анекдоты про вождя? Что характерно, Смирнов никакого значения этому не придал.
Опять же в документе сказано, что дело было на Пленуме райкома. Анекдот был рассказан в перерыве. И вызвал некоторое оживление.
Когда вернулись опять заседать члены Пленума потребовали от Тыщенко анекдот рассказать уже всем. Он и рассказал, как написано в документе, «дословно».
Опять же, на всякий случай Тыщенко сказал, что, должно быть, совершил ошибку. Не стоит такие анекдоты про вождя рассказывать, некрасиво.
Собственно, в документе этим история и кончилась. Никаких виз о возбуждении уголовного дела на Тыщенко на документе не содержится. Но либералы на этом не успокоились.
Дальше начинается чудесное. Либералы на сайте одной ныне запрещённой организации нашли списки мнимых жертв Сталина. И среди них, вот удивительно, отыскался гражданин Тыщенко.
Правда, установить его по документу невозможно. Нет ни даты рождения, ни даже, инициалов. Потому в байках либералов он становится то Василием Ивановичем, то Василием Степановичем.
Разумеется, никаких официальных документов на том самом поминальном сайте нет. Только ничем не подкреплённая запись, что некий гражданин Тыщенко был арестован примерно через месяц после описанных событий.
Суд приговорил его к году исправительно-трудовых лагерей. А в 1999 году гражданин, якобы, был реабилитирован.
Но даже этого либералам мало. Они тут же сообщают, что на сайте точно опечатка. Какой там год лагерей! Правильно читать – десять!
Это же десятая часть «политической» пятьдесят восьмой! Шпионаж! Подождите, какой шпионаж? Анекдот про Сталина? Нет-нет, шпионаж – шпарят либералы.
Да ещё полное беззаконие! Дело-то в Казахстане, а судили почему-то по кодексу РСФСР. Да что разбираться, кто там в законы смотрел при Сталине!
Ну и реабилитация в 1999 году – явный знак. Уморили гражданина в лагерях-то. Иначе гораздо раньше бы оправдали!
Замешательство этих «историков» понятно. Оно от малограмотности. Потому как Казахстаном это станет только через год. На момент рассмотрения дела это все Россия, РСФСР, то есть. Так что кодекс РСФСР вполне к месту.
Статья 58-10, она была в девичестве шпионажем, это правда. В кодексе 1926 года она так и появилась. Но к 1935 году нумерация пунктов 58-й давно изменилась. Так что никакого шпионажа, контр-революционная агитация и пропаганда.
Гораздо любопытнее как один год с сайта превратился в десять. А чего не в высшую меру социальной защиты сразу?
Опять же, никаких подтверждений, что речь на сайте о том же самом Тыщенко просто нет! Например, на подвиге народа находим сразу десять Василиев Ивановичей Тыщенко. И ещё четверо таких же Василиев Степановичей.
И всё это не тот самый либеральный анекдотчик Тыщенко. Он то в Великую Отечественную не на фронте был, а отбывал свою десятку. Если вообще остался жив.
Сам архивный документ тоже крайне странный. Бумага, разумеется, совершенно секретная. Но я впервые вижу, чтобы этот гриф писали через косую черту. Совершенно в числителе поделить на секретно в знаменателе.
Номера секретного экземпляра, как и легенды по другим экземплярам мы не найдём. Номер регистрации без двойных нулей или двойной буковки «эс», характерных для секретной документации.
Разумеется, нет и архивных реквизитов документа. Где эта страшно секретная бумага дожидалась своего часа – загадка. Явно не в архиве.
Зато на документе ранее не виданный мной штамп:
«По исполнении возвратить в секретную часть Обкома».
Что он вообще значит? На документе нет никакой резолюции. Кто и что должен исполнить, прежде чем вернуть в секретную часть?
Или тут речь про исполнение письма барышни из анекдота? Потому как никакого другого исполнения в документе не упомянуто!
Ну и традиционно для сомнительных документов, бумага прокалывается на незнании должностей. Потому как в 1935 году Актюбинский обком, действительно, возглавлял Абилкаир Искакович Досов.
Только был он не секретарём (как в документе), а первым секретарём обкома. Разница для понимающего человека как между губернатором и начальником одного из управлений в администрации.
Так что с большой долей уверенности можно предположить, что весь документ про анекдот – фальшивка. По крайней мере, никаких оснований вводить эту картинку в оборот как источник попросту нет!
Я и первоисточник нашёл. Впервые «документ» появился в статье Владимира Воронова в 2015 году. В известном в узких кругах издании «Совершенно секретно».
Да-да, той самой газетке, учреждённой видным антисоветчиком Юлианом Семёновым. На мой вкус, издание никогда и не скрывало своей желтизны. Они не про историю.
Все остальные добросовестно перекатывают байку про злодейского Сталина, уничтожающего людей за анекдоты. Изгаляются только в рубриках, которые добавляются всё к той же байке.
Например, я впервые наткнулся на пересказ этой статьи Воронова в Живом журнале у одного из комментаторов. Там к статье были цинично прилеплены рубрики:
«СССРань, Совок, Сталин - гори в Аду».
Вот так и делается история. Придумывается забавный анекдот, рисуется фальшивый донос. А потом накручивается байка про десятку лагерей, а то и замучанного в лагере гражданина. Главное, не забыть рубрику (сейчас её тэгом зовут) поставить позабористее.
Хочется только напомнить, что даже в предположительно фальшивом документе про расстрел написать постеснялись. Глава райкома посмеялся и махнул рукой, члены Пленума то же самое.
Что-то мне подсказывает, расскажи такой анекдот при Сталине, даже он бы юмор вполне поддержал. Да немало таких случаев описано в мемуарах, на самом-то деле. С чувством юмора у вождя всё было в порядке.
Ну и самое главное. По похожему делу уже разбирали записку генерального прокурора Союза Руденко. Там он пишет, что главным признаком для суда является умысел на контр-революцию.
С этой точки зрения даже анекдот, что неплохо бы выбросить Молотова из самолёта, прокурор признаёт довольно безобидным. А уж в байке про восторженную девицу никто Советскую власть свергать не призывает.
Так что увы, пока незачёт гражданам из «Совершенно секретно». Поторопился я обрадоваться, что нашёл верный приговор за всего лишь анекдот. Ищем дальше.