Найти в Дзене
35 mm

"Зона интереса" самый страшный фильм о холокосте

Ровно десять лет прошло с момента выхода знаменитой научно-фантастической картины "Под кожей", и сценарист и режиссер Джонатан Глейзер вернулся в Главный конкурс Каннского кинофестиваля с новым фильмом, "Зона интереса". Основанный на одноименной книге Мартина Амиса, опубликованной в 2014 году, фильм рассказывает о повседневной жизни нацистских офицеров в 1940-х годах. Важно отметить, что "Зона интереса" не просто экранизация, а скорее новый взгляд на историю Холокоста. В книге Амиса для осмысления этой неописуемой трагедии используются микро-истории и индивидуальные судьбы, что помогает подойти к теме концентрационных лагерей с безопасного расстояния. Однако в кино и фотографии возникает другая проблема - как передать свидетельство без нарушения запрета на изображение? Этот вопрос становится ключевым для каждого режиссера, решившего выбрать Холокост в качестве темы своего произведения. "Зона интереса" представляет собой историю счастливой семьи из шести человек, живущей в большом доме

Ровно десять лет прошло с момента выхода знаменитой научно-фантастической картины "Под кожей", и сценарист и режиссер Джонатан Глейзер вернулся в Главный конкурс Каннского кинофестиваля с новым фильмом, "Зона интереса". Основанный на одноименной книге Мартина Амиса, опубликованной в 2014 году, фильм рассказывает о повседневной жизни нацистских офицеров в 1940-х годах. Важно отметить, что "Зона интереса" не просто экранизация, а скорее новый взгляд на историю Холокоста.

В книге Амиса для осмысления этой неописуемой трагедии используются микро-истории и индивидуальные судьбы, что помогает подойти к теме концентрационных лагерей с безопасного расстояния. Однако в кино и фотографии возникает другая проблема - как передать свидетельство без нарушения запрета на изображение? Этот вопрос становится ключевым для каждого режиссера, решившего выбрать Холокост в качестве темы своего произведения.

"Зона интереса" представляет собой историю счастливой семьи из шести человек, живущей в большом доме с обширным садом. Главный герой - нацистский офицер Аушвица Рудольф, воплощенный на экране Кристианом Фриделем, чье лицо мы помним из фильма "Белая лента". Его жена, Хедвиг, играет Сандра Хюллер, которую мы полюбили еще в "Тони Эрдманн".

Фильм почти полностью снят на немецком языке и съемки проходили в Польше в районе Мемориала и музея Аушвиц-Биркенау, что является амбициозным начинанием для Глейзера, решившего снять свой первый фильм не на английском языке. Однако его перфекционизм и глубокое уважение к кино впечатляют и обещают уникальное кинематографическое воссоздание, особенно в контексте фильмов о Холокосте. Вопрос возникает: где на спектре между "Списком Шиндлера" и "Сыном Саула" находится "Зона интереса"? Ответ прост - вне этого спектра, в собственной категории.

Фильм не просто рассказывает историю, но и предоставляет возможность осознать поразительное сочетание обыденности и крайней жестокости. Он напоминает нам о том, что нацистские командиры могли спокойно спать ночью, даже зная, что происходило за стенами лагеря.

Глейзер уделяет внимание повседневным моментам в жизни семьи Аушвица и официальному, отчужденному языку на офицерских собраниях. Фильм выполнен в умеренно стерильном визуальном стиле, где каждый кадр кажется настолько ярким и детальным, что проникает в самую душу. Это изобилие визуальных деталей скорее подчеркивает невозможность полного изображения этой трагедии.

Если "Сын Саула" Ласло Немеша активно призывал зрителей обращать внимание на задний план и на то, что не видно в кадре, "Зона интереса" предлагает посмотреть как можно шире и показывая что остается за пределами кадра. Глубина резкости, статичные камеры и сценичность приглашают нас тщательно рассмотреть каждое движение, жест и событие.

Особую роль играет кинематография Лукаша Жала, известного по фильмам "Ида" и "Думаю, как все закончить». Его работа предлагает фрагментированный взгляд на события, где люди входят и выходят из широкого объектива, и камеры большей частью неподвижны, создавая статичные картины и постоянное наблюдение. Все внешние кадры напоминают о присутствии Аушвица, будь то день или ночь.

Композиционно фильм вдохновлен работой Мики Леви, чья музыка придает картине особую атмосферу и отказывается поддаваться аэстетическим шаблонам. Также стоит отметить выдающееся использование тепловых камер и переходов к черному, белому и красному цветам как символам надежды в безнадежном мире апатии.

"Зона интереса" не пытается изобразить неизобразимое, так как это было бы вопреки убеждению о кинематографе Холокоста, но предлагает новый, кинематографичный способ отказаться от изображения и воздать дань памяти. Фильм постоянно напоминает о том, что находится за стенами. Эти "подсказки" не являются наводками; Глейзер может быть скромным в повествовании, но детали говорят сами за себя и наводят на мысль о присутствии пепла, насилии и боли, в отношении тех, кого нет на экране.

Трейлер к фильму "Зона интереса"