Это 2-ая часть одной из моих публикаций.
1-ая часть:
UX/UI-дизайнер ― одна из самых востребованных сегодня профессий на рынке. В этом материале мы подробно разбираем, кто такой UX/UI-дизайнер и почему UX/UI-дизайн ― не только про графику.
Из материала вы узнаете:
что такое UX и UI;
как строится работа над UX;
когда начинается работа с UI;
как стать UX/UI-дизайнером в IT-компании;
где искать заказчиков.
Что такое UX/UI?
Аббревиатура UX расшифровывается как user experience
«пользовательский опыт». Простыми словами, это то, каким образом пользователь взаимодействует с интерфейсом и насколько сайт или приложение для него удобны. UX/UI-дизайнеры востребованы в IT-сфере, поскольку интерфейсы, которые готовят программисты, должны быть не только красивы, но и понятны.
В UX входит навигация по сайту, функционал меню и результат взаимодействия со страницами. Это не только «костяк» сайта ― его структура, ― но и коммуникация: диалоговые окна, функционал кнопок, настройки поиска и форм. Именно от качества UX зависит то, насколько быстро пользователь сможет получить то, зачем он пришёл на сайт.
- UI ― это user interface, пользовательский интерфейс, проще говоря ― оформление сайта: сочетания цветов, шрифты, иконки и кнопки.
- UX ― это функционал интерфейса, UI ― его внешний вид.
В современном дизайне UX и UI практически всегда идут рядом, потому что они очень тесно связаны. Да, действительно, в некоторых крупных агентствах пользовательские сценарии и визуальные интерфейсы продумывают разные специалисты. Но всё же результат будет гораздо лучше, если весь проект будет вести один дизайнер, поскольку так он будет строить работу комплексно.
Однако вместе с тем есть некоторые типы проектов, в которых больше важен UX, а в некоторых ― UI:
UX выходит на первое место при проектировании CRM-систем, дашбордов, внутренних рабочих интерфейсов. Визуальная часть здесь на втором плане ― главное, насколько удобно будут размещены данные.
На UI обращают больше внимания при создании имиджевых онлайн-ресурсов, сайтов для продвижения товаров и услуг премиум-класса. Здесь главная задача ― не быстро подвести пользователя к целевому действию, а дать ему рассмотреть интерфейс, погрузиться в атмосферу.
Если же посмотреть глобально, то понятие UX/UI относится не только к дизайну. С точки зрения удобства и эстетики можно оценить любой предмет, с которым мы взаимодействуем, ― кнопки лифта, интерьер ресторана, бытовые приборы.
В качестве примера из прошлого можно привести токарные станки Средних веков. У человека возникла потребность в однотипных деревянных деталях, и он изобрёл инструмент. Дальше этот инструмент совершенствовался ― появился ножной привод, который освобождал руки, а размеры конструкции учитывали рост того, кто за станком работал. Когда мастера собирали станки, они использовали наработки предыдущих поколений и при этом старались усовершенствовать механизм, чтобы станок служил дольше, а работа шла быстрее.
Само понятие UX впервые было сформулировано только в начале девяностых. Его придумал психолог и проектировщик Дональд Норман, который в то время присоединился к команде Apple. Он описал этот термин в своей книге «Дизайн привычных вещей». Компания Apple с самого начала уделяла большое внимание юзабилити, и её интерфейсы до сих пор считаются одними из лучших.
План разработки продукта по принципам UX/UI-дизайна
Работа над проектом всегда начинается с UX. Первым продумывается, какие пользователь будет использовать маршруты на сайте, какие у него могут возникнуть сложности во взаимодействии, как подвести его к целевому действию.
Целевое действие ― это ключевое действие пользователя на сайте или в приложении, ради которого создавался ресурс. Например, сделать покупку в интернет-магазине, заполнить регистрационную форму, заказать обратный звонок.
При этом, работая над UX, дизайнер должен продумывать и UI проекта ― то есть представлять, как будет оформлен сайт, каким будет его дизайн. Любые недоработки с точки зрения UX или UI будут портить пользователю впечатления от взаимодействия.
В разных командах работа над сайтом или приложением может строиться по-разному. Однако можно выделить общие этапы работы над проектом.
1. Сбор информации
На этом шаге нужно получить как можно больше информации от клиента ― через бриф или интервью.
Главные вопросы должны касаться сути сайта или приложения ― какова их задача, чем они будут отличаться от уже существующих продуктов, кто основные конкуренты. Также важно сформировать пожелания по примерной структуре ― сколько должно быть страниц, что нужно показать обязательно, какие стили или примеры дизайна нравятся клиенту.
Инструкцию, как правильно составить бриф на разработку дизайна, читайте в этом материале.
Всю эту информацию можно сохранить в обычном текстовом редакторе и уже на этом этапе схематично набросать структуру продукта.
2. Аналитика
Далее следует изучить конкурентов заказчика ― список указанных клиентом компаний затем можно расширить, поискав самостоятельно. Задача:
- выделить их сильные и слабые стороны;
- выбрать, чем продукт отличается в выгодную сторону;
- придумать, как акцентировать это в дизайне.
Также на этом этапе определяют и анализируют целевую аудиторию, описывают её поведение и то, как она принимает решения. В крупных компаниях подобную информацию может предоставить отдел маркетинга. Однако если проект небольшой с ограниченным бюджетом, этот труд ложится на плечи заказчика и дизайнера. Для UX/UI важно, как именно аудитория совершает покупки ― рационально или эмоционально ― и на какие триггеры обращает внимание: цена ли это, уникальность, доступность.
Результаты аналитики оформляются в виде майндмэпа ― например, в программе XMind ― или же таблицей.
Изучая опыт конкурентов в поисках концепции, можно исследовать сайты не только схожей тематики, но и с просто похожей аудиторией. Например, для сайта салона красоты пригодятся другие ориентированные для женщин ресурсы ― интернет-магазины женской одежды и косметики, студии женского фитнеса.
Ещё один источник для идей ― конкуренты в смежных нишах: при работе над проектом для строительной компании может быть полезен опыт фирм по ремонту или ландшафтному дизайну.
3. Структура сайта
На этом этапе определяются задачи сайта и разрабатывается карта пользовательских путей Customer Journey Map (CJM) ― в ней прописываются все сценарии взаимодействия пользователя с ресурсом. Обычно у сайта есть одна главная задача ― например, покупка. Однако в CJM нужно предусмотреть и взаимодействие с другими страницами.
В CJM обычно указывают, с помощью каких источников пользователь попал на сайт, что он решал при взаимодействии, что могло ему помешать и как он дошёл до цели.
CJM для девушки, у которой нет времени выбрать оправу для очков офлайн. На карте отмечен маршрут, эмоции во время маршрута, боли, которые должен помочь решить интерфейс и элементы взаимодействия с интерфейсом
Изображение: Bhavani SP / Behance
Карту пользовательских путей можно сформировать:
- в Excel или «Google Таблицах» в виде таблицы;
- в программе XMind или онлайн-сервисе Miro в виде майндмэпа;
- в специальных онлайн-конструкторах карт пользовательских путей ― например, Canvanizer.
На основе CJM уже можно набросать структуру будущего сайта ― что будет на главной, какие пункты внесены в верхнее меню, а где будут располагаться главные элементы, ведущие к
целевому действию.
Frontend-дизайнер/разработчик
В современном интернете всё работает как часы: страницы плавно прокручиваются, текст не съезжает при масштабировании, а кнопки чутко реагируют на клики и наведение. Всё это благодаря программистам особой специализации — фронтендерам. Подробнее о них рассказываем в этой статье.
Фронтенд-разработчик (frontend developer, фронтендер)
это специалист, который создаёт интерфейсы для сайтов и веб-приложений. Он отвечает за то, с чем пользователи взаимодействуют на страницах: текст, изображения, анимации, кнопки, формы, слайдеры, галереи и прочие «красивости». Ещё фронтендер делает так, чтобы сайт одинаково хорошо работал на всех устройствах.
На противоположном от фронтендеров полюсе находятся бэкендеры. Это разработчики, которые продумывают логику работы веб-приложений. Они отвечают за то, чтобы данные быстро и безопасно летали от сервера к пользователю и обратно.
Если проще, фронтендеры пишут кнопки, а бэкендеры — то, что происходит на сервере после того, как вы на эту кнопку нажмёте. Если хотите чуть лучше в этом всём разбираться, читайте нашу статью об отличиях фронтенда от бэкенда. А мы двигаемся дальше — разберёмся, чем конкретно занимается фронтендер.
Чем занимается фронтенд-разработчик
Чтобы было проще разобраться, давайте сравним фронтендера с портным. Портной получает эскиз от дизайнера и делает по нему удобную одежду: чтобы ничего не жало в боках и талии, резинки не натирали кожу, а петли нормально держали пуговицы.
Так же и с сайтами: фронтендер берёт макет дизайнера и делает из него удобный продукт — следит за тем, чтобы элементы не закрывали контент, все скрипты срабатывали вовремя, а кнопки нажимались как надо. А ещё хороший фронтендер владеет адаптивной магией, которая позволяет сделать так, чтобы сайт выглядел круто на разных экранах.
Вот что входит в задачи фронтендера:
- Разработка пользовательского интерфейса. Создание и расположение всех элементов, с которыми взаимодействует пользователь: кнопок, форм, меню, слайдеров, галереи обоев — и далее по списку.
- Вёрстка. Разработчик стилизует элементы на странице, чтобы информация отображалась правильно.
- Интерактивность — оживляет страницы с помощью интерактивных элементов, анимаций и скриптов обработки действий пользователя.
- Адаптивность. Фронтендер делает сайт «гибким», чтобы он хорошо отображался на различных устройствах и экранах.
- Тестирование и оптимизация. Фронтендер тестирует работоспособность интерфейса, исправляет ошибки и оптимизирует производительность для быстрой загрузки страниц.
Что должен знать и уметь фронтенд-разработчик
Фронтенд держится на трёх китах:
- Разметка — язык HTML.
- Стили — язык CSS.
- Скрипты — язык JavaScript.
Это базовые технологии, без них невозможно построить ни один сайт, поэтому остановимся на них подробнее.
HTML
HTML — язык гипертекстовой разметки. Он делает из простыни текста структурированный документ с заголовками, подзаголовками и прочими элементами. Разберём на примере. Вставьте в блокнот следующий текст, сохраните файл и откройте его с помощью браузера.
Где работают фронтенд-разработчики
Множеству компаний нужен хороший и удобный сайт, а значит, и фронтенд-разработчики. Это множество делится на два подмножества: компании, которые пишут софт на заказ, и компании, которые пишут софт для своих нужд.
У работы в компании, которая занимается заказной разработкой, есть свои плюсы: вы сможете поучаствовать в разнообразных проектах, набраться опыта, освоить массу инструментов и прокачать творческий подход к задачам.
Главный минус заказной разработки — строгие дедлайны, а значит, высокий уровень стресса. Если вы не любите учиться новому, придётся тяжко — вам понадобится изучать новые технологии и подходы для каждого проекта. Ещё эта работа плохо подходит интровертам — придётся много общаться с заказчиками.
Среди преимуществ работы на компанию с собственным софтом — спокойный график и глубокое освоение определённой технологии. Заказчики лучше знают, чего хотят, поэтому объяснять очевидные вещи не придётся. Из минусов: опыт будет хоть и глубоким, но ограниченным, а задачи — однотипными. Здесь не получится попробовать всё понемногу. Если направление вам неинтересно — придётся смириться или искать что-то другое.
Новичку с горящими глазами полезнее будет сначала поработать с теми, кто пишет софт на заказ, — так вы перепробуете кучу технологий и найдёте то, что вам интереснее всего. А уже после этого сможете выбрать специализацию внутри фронтенда и осознанно искать работу там, где вам интересно, и изучать приглянувшийся набор инструментов.Как стать фронтенд-разработчиком
Как стать фронтенд-разработчиком
Научиться делать сайты можно по-разному. По большому счёту вариантов три: научиться самому, получить профильное образование или пройти курс.
Если вы выбрали путь самообучения, то вот пара советов. Во-первых, гуглить, гуглить и ещё раз гуглить. Задавайте вопросы, ищите ответы на форумах и специализированных сайтах. Во-вторых, не бойтесь трудностей и не сдавайтесь, если что-то не получается с первой, второй или даже десятой попытки, — упорство и дисциплина помогут во всём. В-третьих, учите английский. Англоязычных материалов по разработке гораздо больше, и зачастую они более актуальны, да и мировой рынок труда станет доступнее.
Если вы хотите окунуться в студенческую жизнь и получить подтверждение своим навыкам в виде диплома, то ищите вуз с программами «Разработка ПО», «Прикладная информатика» или «Прикладное программирование». Там вы изучите информатику, математику, языки программирования, а заодно физику с радиоэлектроникой — будет задел на будущее, если вдруг надоест красить кнопки :)