Найти тему
56K подписчиков

От Залупья до Елбаши. Двенадцать самых смешных и неприличных названий на карте России

43K прочитали

Наверное, уже все слышали об инициативе по переименованию населённых пунктов России, названия которых якобы оскорбляют их жителей. Правда, говорят, что сами жители категорически против этих переименований. Они не хотят для своих деревень и сёл новых благозвучных названий. Их вполне устраивают старые - "оскорбляющие".

Однако если инициатива будет поддержана, то с карты могут исчезнуть деревни Шалава, Пуково, Мусорка, Попки, Вагина... Сёла Лох, Антилохово, Конченбург, Бухалово... А ведь за каждым таким названием - целая история!

Я уже писал пару лет назад о смешных и необычных названиях на карте России:

Видимо, пришла пора для ещё одной подборки интересных, а часто и неприличных топонимов. Пока они ещё существуют... Поехали!

Залупья - деревня в Архангельской области на берегу реки Вычегды. С этим необычным топонимом всё более-менее ясно. Южнее деревни протекает река Нижняя Лупья - приток Вычегды.

Вот, наверное, и говорили про деревню, что она находится за рекой Нижняя Лупья. Для удобства сократили до "за рекой Лупья", а потом и вовсе до "Залупья".

Деревня Залупья на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.
Деревня Залупья на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.

Хотя, может быть, всё было и не так. Ведь деревня известна с 1710 года, и тогда она упоминалась как Залупецкая. В любом случае, никто не будет против переименования деревни Залупья, ведь жителей в деревне сейчас проживает ровно 0 человек!

Гадля - лично мне название этого села в Магаданской области напоминает номер в исполнении Миши Галустяна, в котором фигурировала Гадя Петрович Хренова. Помните?

Кадр из передачи КВН, Скрин с моего компьютера.
Кадр из передачи КВН, Скрин с моего компьютера.

Хотя, на самом деле, топоним произошёл от эвенского слова гадылдақ, которое в переводе означает "место нереста". В протекающей рядом с селом реке Ола издревле (ну как "издревле" - село основано в 1893 году) нерестились лососевые. Кстати, в этой реке обитает около 80% всей горбуши Магаданской области.

Недомерки - маленькая деревня в Псковской области, в которой живёт чуть больше полусотни человек. А вот откуда взялось такое название, выяснить мне не удалось. Может быть, большинство тамошних жителей были небольшого роста?

Фото с сайта https://cont.ws/
Фото с сайта https://cont.ws/

Пучиглазово - думаю, что и этот топоним в республике Марий Эл появился благодаря характерной особенности местных жителей. По крайней мере, другие версии в голову не приходят.

Хотя, возможно, у тамошнего помещика была фамилия Пучиглазов?

Нет, это не помещик Пучиглазов. Это - британец Джон Дойл, имеющий самые выпученные глаза в мире. Фото с сайта https://ucrazy.ru/
Нет, это не помещик Пучиглазов. Это - британец Джон Дойл, имеющий самые выпученные глаза в мире. Фото с сайта https://ucrazy.ru/

Бздюли - деревня в Кировской области. А вот здесь уже никакие особенности местных жителей совершенно ни при чём!☺ Кроме, разве что фамилии. В переписи 1710 года населённый пункт упоминается как починок Мамоновский. В одном из его дворов тогда проживало 14 человек обоего пола с фамилией Бздюлёв.

В "Списке населённых мест Российской Империи", который был издан в 1876 году, значится уже казённая деревня Мамоновская (Бздюли). А к началу 20 века от топонима осталась уже только одна часть - Бздюли.

Деревня Бздюли на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.
Деревня Бздюли на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.

Упыри - деревня в Тверской области, в которой в 2010 году проживало 14 упырей упырёвцев (так ведь называются жители деревни Упыри?)

Честное слово, помимо каких-нибудь страшных рассказов и легенд, связанных с этим местом, никаких других идей по поводу происхождения названия Упыри на ум не приходит.

Упырь. Иллюстрация с сайта https://steamcommunity.com/
Упырь. Иллюстрация с сайта https://steamcommunity.com/

Шмаровка - село в Тамбовской области. Это сейчас словом "шмара" мы называем распущенную женщину, проститутку, потаскуху.

Скорее всего, топоним Шмаровка ко всем этим женщинам лёгкого поведения никакого отношения не имеет. Скорее всего, своё название село получило совсем по другой причине. Но это не точно!☺

Шмаровка. Фото, присланное мне подписчиком.
Шмаровка. Фото, присланное мне подписчиком.

Ирдоматка - большая деревня в Вологодской области. Казалось бы, возникновение этого странного и необычного названия - тайна за семью печатями. Так ведь нет! Оказывается, всё очень просто!

Ирдоматка впервые упоминается ещё в конце 15 века. Происхождение топонима - финно-угорское. Первая часть «ирд» (ird) означает "наружная сторона, улица". Вторая часть «матка» (matka) - "путь, дорога". Хотя изначально matka означало не просто дорогу, а сухопутную часть пути. К примеру, перешеек между двумя озёрами, по которому волоком перетаскивалась лодка. Где-то в районе Ирдоматки когда-то существовал такой сухопутный путь (волок).

Деревня Ирдоматка на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.
Деревня Ирдоматка на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.

Дрочево - деревня в Дмитровском районе Московской области, первое упоминание о которой относится к 1769 году. Но ещё на картах первой половины 20 века название деревни написано немного по-другому - Драчливо.

Говорят, что местные мужики были дюже драчливыми, и держали в страхе всю округу. Может быть, в отместку за это деревню и переименовали? Сначала, как водится, в обиходной речи. А потом и официально.

Дрочево. Фото с сайта https://ru.foursquare.com/
Дрочево. Фото с сайта https://ru.foursquare.com/

Жукопа - таким интересным именем названы сразу два посёлка в Тверской области. Первый посёлок Жукопа находится в верховьях, а второй прямо в устье реки под названием... ну, конечно же, Жукопа!☺

Интересно, а какие у вас возникли ассоциации в связи с этим топонимом? Мне он напомнил либо попу жука, либо неумелого человека, называемого рукожопом. Да простят меня за эти сравнения жители обоих посёлков!

Рукожоп. Иллюстрация с сайта https://www.drive2.ru/
Рукожоп. Иллюстрация с сайта https://www.drive2.ru/

Тем более, что название реки Жукопа переводится то ли с финно-угорских, то ли с балтских языков, как "рыбная река".

Мне не приходилось бывать в тех местах, но, говорят, что Жукопа сказочно красива и действительно очень богата рыбой: налим, щука, судак, язь, лещ, жерех. Рыбаки не ленятся проехать многие километры, чтобы половить рыбку в Жукопе.

Река Жукопа. Фото с сайта http://www.bolshoyvopros.ru/
Река Жукопа. Фото с сайта http://www.bolshoyvopros.ru/

Елбань - не перепутайте буквы при прочтении!☺ Елбань - село в Новосибирской области на берегу одноимённой реки.

Говорят, что название села произошло от тюркского слова "елбан" (не перепутайте буквы ещё раз!☺), которым обозначается "высокий гладкий мыс на берегу реки или озера". Вот тут я не совсем понял, произошло ли название села от реки Елбань или же от высокого мыса над рекой, на котором раскинулось село.

Село Елбань на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.
Село Елбань на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.

Елбаши - это село тоже находится в Новосибирской области. Рядом с селом протекают две реки - Глазурька (очень симпатичное название) и Малый Елбаш. Как несложно догадаться, чуть севернее протекает речка под названием Большой Елбаш.

По всей видимости, все эти названия произошли всё от того же тюркского слова "елбан". Вот мне интересно, как называются жители сёл Елбань и Елбаши! Елбанцы и елбашинцы?☺

Село Елбаши на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.
Село Елбаши на Яндекс Картах. Скрин с моего компьютера.

Ну что, посмеялись? Или просто удивились?

Если вам известны ещё какие-нибудь смешные, необычные, интересные топонимы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях!

А вот ещё тройка моих публикаций о необычных и смешных названиях населённых пунктов:

Если вам было интересно - ставьте лайк. И обязательно подпишитесь на МОЙ КАНАЛ, чтобы не пропустить новые публикации!

А вот здесь ТОП МОИХ СТАТЕЙ. Заходите - найдёте массу интересного!

Подписывайтесь также на мой канал в YOUTUBE и в Telegram.

Добра всем и хороших путешествий!